Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Сумо

ИСТОРИЯ СУМО
Поединок в СумоДревняя легенда связывает с Сумо само существование современной японской нации на Японских островах. Согласно поверьям, бог Такамикадзути вступил в поединок с богом варваров. Благодаря его победе японцы получили право осесть на территории нынешнего острова Хонсю.

Японская «Повесть временных лет» упоминает в качестве первого соревнования по национальной борьбе поединок, состоявшийся в присутствии Императора в 230-м году до нашей эры по европейскому стилю. Номино Сукунэ из провинции Идзумо сокрушил своего противника ударом ногой по ребрам – приемом, который категорически запрещен в современном Cумо.

Первые исторически достоверные сведения о Сумо относятся к середине 7 века. Во втором месяце 642 года при дворе Императора состоялся борцовский турнир в честь корейского посла. С тех под эгидой Императора ежегодно устраивались соревнования, приуроченные к празднику окончания осенних полевых работ. Первые поединки имели не спортивное, а религиозное значение. Они сопровождались ритуальными танцами, молитвами и театральными представлениями на религиозную тематику. Техника Сумо не отличалась утонченностью: борцовские броски и захваты сочетались с элементами Бокса, а запрещенных приемов практически не было.

Основные правила Сумо и система судейства складываются в эпоху Хэйан (794-1185 гг.). Борцам категорически запрещается хватать соперника за волосы, пинать ногами и бить кулаками в голову. Одеянием богатыря становится набедренная повязка.

По мере усиления воинского сословия и ослабления власти Императора роль Сумо серьезно изменяется. Турниры утрачивают религиозное значение и проводятся все реже. В эпохи Камакура и Муромати (1192-1573 гг.), когда Японию раздирают междоусобицы, приемы Сумо отрабатываются для воспитания воина и применения в бою. О тех временах сегодня нам напоминают роскошные одеяния судей («гёдзи»).

Современное Сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новое могущественное сословие ищет новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением становится борьба Cумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней.

Борец СумоВ эпоху Эдо оформляется нынешняя борцовская иерархия, вводится звание великого чемпиона – Йокодзуна. Первым к лику бессмертных причисляется Акаси Сиганосукэ. В середине 18 века зарождается традиция ежегодного проведения двух борцовских турниров в Осака и Эдо (Токио).

Нелегкие времена национальная японская борьба пережила в период Реставрации Мэйдзи. В 1868 году произошло открытие изолированной на протяжении тысячелетий от мира страны, и в Японию, вместе с заморскими товарами, проникли новые развлечения. Новая буржуазия объявила сумо пережитком феодализма и начала гонения на «ретроградов». Лишившись поддержки меценатов, богатыри вынуждены были зарабатывать на рис занятиями, далекими от своего истинного призвания. Пожарная команда, набранная из 50 сумотори, прославилась на всю Японию.

Спасти национальную борьбу от забвения помогли любовь простого народа и личная поддержка Императора. Турниры вскоре возобновились, и соревнования уже не прерывались даже во время мировых войн. Сумо Национальная борьба японцев, зародившаяся в глубокой древности. Предшественик сумо — «состязание в силе» (тикара-курабэ). Тикара-курабэ представляло собой примитивный вид борьбы, победителем в которой объявлялся тот, кому удавалось свалить противника наземь. В описании правления императора Суйнин рассказывается о том, как Номи-но сукунэ ударом ноги убил в поединке Тайма-но Кэхая. Этот эпизод по традиции считается началом сумо, а Номи-но сукунэ — его родоначальником. Однако первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся только к 642 г., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. В программу этого праздника были включены соревнования по борьбе сумо между воинами дворцовой стражи и корейскими воинами из охраны посла. С этой даты состязания по сумо при дворе проводились ежегодно. Они были приурочены к празднику окончания уборки риса (по-японски «сумай», отсюда и название борьбы). Впрочем, борцовские состязания по случаю завершения уборки риса входили в развлечения крестьян и горожан задолго до начала дворцовых турниров. Схватки проводились на ровной песчаной площадке. Главным отличием тогдашнего сумо от его более поздних аналогов было отсутствие четких правил и ограничений, что нередко приводило к тяжелым травмам. По команде судьи борцы сходились и начинали поединок. Кроме принятых ныне приемов, разрешалось использовать удары руками и ногами в любую часть тела. По окончании каждой схватки члены судейской коллегии, выделенные от гвардии правого и левого крыла, громогласно объявляли победителя и втыкали в землю стрелу. Впоследствии по количеству стрел подводились общие итоги турнира. Последний турнир придворного сумо состоялся в 1174 г. Вскоре после того началась великая смута Гэмпэй — затяжная кровопролитная война между самурайскими кланами Тайра и Минамото. Результатом войны явилось физическое уничтожение цвета рыцарства рода Тайра. В стране свирепствовали голод и эпидемии. Реальная власть перешла в руки военных самурайских диктаторов — сёгунов. С той поры (вторая половина XII века) началось размежевание сумо на ритуально-спортивное и боевое. Ритуально-спортивный вариант (где были строго запрещены удары) получил распространение среди сельских борцов благодаря бывшим участникам придворных турниров, которые, возвращаясь в родные деревни, распространяли там приемы и ритуалы придворного сумо. Боевое сумо развивали самураи, для которых занятия борьбой служили подготовкой к рукопашным схваткам и способом развлечения. На его основе сформировалось искусство борьбы в доспехах ёрои кумиути. Турниры боевого сумо проводились при дворах удельных князей (даймё), либо в военных лагерях. Они являлись одной из форм боевой подготовки самураев, а заодно активным отдыхом. Ритуальное сумо все больше и больше превращалось в народное зрелище. Полное прекращение междоусобных войн в начале XVII века привело к установлению долговременного правления династии сёгунов Токугава (1611—1868). Бурный рост ремесел и развитие купеческого промысла в Киото, Осака, Эдо, Нагасаки, Кобэ и других городах вызвали к жизни колоритную городскую культуру. Для сумо наступил «золотой век», оно, наряду с театром кабуки превратилось в любимое развлечение горожан. Могучие борцы становились кумирами всего взрослого населения городов. Славу их можно сравнить разве что со славой современных звезд мирового футбола. С 1791 г. сумо стало цеховым промыслом. Возникли профессиональные корпорации борцов, выступления которых привлекали толпы зрителей. Они устраивали турниры для сбора пожертвований на строительство или ремонт храмов. Позже проводились также турниры исключительно для заработка борцов. Окончательно оформились канонические приемы сумо, закрепился ритуал турниров, усовершенствовались правила соревнований, которые в неизменном виде дошли до наших дней. Список участников с тех пор возглавляют борцы пяти высших рангов. Это абсолютный чемпион (ёкодзуна), просто чемпион (одзэки) и далее — сэкивакэ, комусуби, маэгасира. Последняя группа объединяет рядовых борцов, а четыре первых являются элитарными. За маэгасира идут низшие ранги — дзюрё, макусита и другие. Общее число борцов высших рангов по традиции составляет 64 человека (из более чем 900 профессиональных сумоистов). Эти борцы носят профессиональные псевдонимы. Турниры открывают схватки борцов низших рангов и заканчивает поединок чемпионов в финале. Титул ёкодзуна появился около 300 лет назад. С тех пор этого титула удостоились не более 50-и борцов. Ёкодзуна занимает особое положение в мире сумо. Даже потерпев несколько поражений, он не теряет своего титула до тех пор, пока не уйдет в отставку «по собственному желанию». Чтобы претендовать на титул ёкодзуна, борец должен как минимум дважды выйти победителем на больших чемпионатах, добившись звания одзэки. Он должен также зарекомендовать себя с лучшей стороны в глазах судей и собратьев по рингу. В начале XVIII в. титул ёкодзуна несколько лет сохранял Маруяма Гонтадзаэмон, по японским меркам великан (рост 193 см). Другой чемпион того же времени, Инадзума Райгоро, был чуть пониже — 188 см, хотя для средневековой Японии это тоже фантастическое достижение, — зато шире в плечах и больше в объеме. Инадзума дожил до 80 лет, что нечасто случается с борцами. Ёкодзуна Дзиммаку Хиеагоро (рост 173 см, вес 135 кг), был современником революции Мэйдзи (1868 г.). За десять лет выступлений в чемпионатах он выиграл 91 схватку при 6-и поражениях, заслужив прозвище Макэдзуя — «Не возьмешь!». В конце XIX в. жил самый высокий из зарегистрированных доныне чемпионов — Оодзуцу Манъэмон (рост 197 см, вес 131 кг). Ринг для борьбы сумо представляет собой помост, приподнятый на 61 сантиметр над землей и покоящийся на прочном глиняном основании. Помост ограничен огромными жгутами из рисовой соломы, концы которых врыты в землю. Схватка проходит на внутреннем круге диаметром чуть более 4,6 м. В схватке побеждает тот, кто заставит противника коснуться пола любой частью тела — коленом, рукой, головой, или вытолкнет его за пределы ринга. Правила строго запрещают удары кулаком, пальцами или ребром ладони, а также пинки ногами в грудь и живот, атаки в горло и в пах. Хотя техника, бесспорно, играет важную роль в сумо, последнее слово обычно остается за борцом с большей массой. Классический арсенал приемов в эпоху Эдо насчитывал 48 приемов (сейчас 72), а с вариантами и личными секретами — до 300. Он включает различные толчки, захваты и броски. Схватке сумоистов непосредственно предшествует психологическая борьба (сикири). Сжав руки в кулаки, слегка нагнувшись вперед, борцы медленно сходятся почти вплоную. При этом они сверлят друг друга взглядом, пытаясь мысленно уничтожить противника. Время сикири в 1928 г. было ограничено десятью минугами, затем его сократили до семи минут, а с 1950 г. — до двух-четырех минут. Сама схватка длится не более пяти-семи минут и изобилует напряженными моментами, что особенно остро ощущается благодаря исполинским размерам участников. В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10— 15 лет. Хотя предпочтение отдается мальчикам крепкого сложения и высокого роста, никто из них даже отдаленно не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счет увеличения мышц и наращивания веса. Например, современный сумоист Китано Фудзи в начале занятий, будучи юношей, весил 72 кг, а в категорию сильнейших вошел с весом 132 кг. Другой борец — Котодзакура сначала весил 82 кг, а в процессе тренировок прибавил еще 72 кг. День сумоиста строится по расписанию. Подъем с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил. В 11 часов большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну и обедают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций тянко. Тянко - это высококалорийное вкусное мясное блюдо типа рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Японцы утверждают, что слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно как раз и означает «китайское рагу». После завтрака следует двух-трехчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем вторая, короткая тренировка и легкий ужин. Любопытно, что рикиси в отличие от прочих спортсменов разрешается за ужином выпить добрую толику пива или рисовой водки (сакэ). Хотя борцы едят всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствует быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий. Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с легкостью выполнять гимнастический мостик, «шпагат» и тому подобные сложные фигуры. Подчеркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотьемлемую часть быта рикиси. Наиболее ярким подтверждением этого культа служат колоритные прически, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши. Автор: А. Тарас

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru