Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Бо-дзюцу

Бо
Поединок в Бо-дзюцуВ Японии, как и во всех странах Дальнего Востока, каждый уважающий себя мужчина, а тем более самурай должен был уметь обращаться с палкой. Шест и дубина всегда занимали почётное место в списке классических видов оружия. В Китае, Корее, Вьетнаме и Бирме фехтование на палках также приравнивалось к искусству владения копьём и алебардой. Прародителем Бо-дзюцу (искусства палочного боя) и тотемным покровителем мастеров "палочного дела" считался легендарный царь обезьян Сунь Укун, герой хорошо известного в Японии средневекового китайского романа "Путешествие на запад". Своим исполинским железным посохом задиристая обезьяна наводила страх не только на злых волшебников и великанов-людоедов, но и на мирных небожителей. Повстанцы, сражавшиеся под знаменем Белого лотоса, и "Красные повязки", стоявшие насмерть в боях против монгольских полчищ, сделали шест основным оружием пехотинца. Среди самураев также находились любители, предпочитавшие палку всем прочим видам оружия, так как использование палки для нападения или для защиты всегда содержало в себе элемент неожиданности.

В эпоху Токугава на японских островах насчитывалось не менее трёх сот школ бо-дзюцу, причём качество палок и техника самурайских школ существенно отличались от бо-дзюцу, проникшего с континента на архипелаг Рюкю. Как правило, шест (посох) - "бо" вырезался из дуба, бука, граба и других твёрдых пород древесины, но в случае необходимости мог сойти и обычный кусок бамбука, подобранный у дороги. Каноническая длина бо варьировалась в зависимости от школы и колебалась от 160 до 282 см.

Толщина подбиралась пo вкусу и по физическим возможностям исполнителя. Палки, чаще всего 180 см. и кюсяку-бо - 282 см. Кроме того используемые в бо-дзюцу, это рокусяку-бо, длина которой примерно 160 см. популярны были так же сейдзё-бо - 100 см., хан-бо - 130 см. и тан-бо - 60 см.

В период феодальных войн самураи использовали и другие модели. В частности, тэцу-бо (железную палицу с шипами разнообразной формы), консай-бо (палку, окованную металлом), хаккаку-бо, кири-бо, ёри-бо.

В целом комплексы упражнений (ката) с шестом напоминают классические упражнения с копьём и алебардой и содержат тот же набор колющих, рубящих и блокирующих движений.

С какого времени шест вошёл в число самурайских будзюцу, вопрос неясный. Хотя во многих японских приключенческих романах появляются герои, вооружённые шестом, нужно принять во внимание прежде всего позднее происхождение этих романов и вторичность многих персонажей по отношению к китайским прототипам (например, версия "Речных заводей" в переложении Бакина).

Одной из первых школ феодальной эпохи, кодифицировавших бо-дзюцу, была Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю, основанная в XV веке и существующая по сей день. Это традиционная самурайская школа боевых искусств, которую основал Иидзаса Инэнао-Чойсай (1387 - 1488). Общепризнанно, что она является одной из наиболее старых и самой значительной школой в истории боевых искусств Японии. Школа Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю оказала заметное влияние на общую эволюцию японских боевых искусств феодальной эпохи и явилась источником появления нескольких других школ, в частности Синкагэ-рю и Синдо-Мусо-рю.

В этой школе изучали восемь дисциплин:
1. Бо-дзюцу - работа с шестом
2. Дзю-дзюцу- рукопашный бой
3. Иаи-дзюцу - искусство молниеносного выхватывания меча
4. Кэн-дзюцу - искусство фехтования
5. Нагината-дзюцу - работа с алебардой
6. Сейдзё-дзюцу - работа с короткой палкой - 100 см.
7. Сюрикэн-дзюцу - метание острых предметов
8. Чикудзё-дзюцу - работа с ладонной палочкой

Особенно она славилась приёмами боя с длинным шестом (282 см), где обучались не только ударам и блокам, но также всевозможным прыжкам с шестом, падениям и переворотам в воздухе. Посох высотой в человеческий рост носили с собой слуги государственных чиновников, странствующие монахи, привратники в домах и тюремные надзиратели. До недавнего времени резервные отряды управления полиции устраивали ежегодный парад и показательные выступления с посохом, который всё ещё не снят с вооружения.

Эффективность бо в руках мастера достойна изумления. Шест выписывает в воздухе замысловатые фигуры, скользя по вертикали, по горизонтали, по окружности вокруг тела, являющегося как бы подвижной осью. Удары наносятся с предельной точностью и концентрацией. Колющий удар шестом легко раскалывает кирпич и протыкает насквозь грудную клетку. Прочный шест не боится меча и топора. Его длина позволяет атаковать ноги, проведя вначале серию отвлекающих манёвров. Взлетая то вверх, то вниз, шест словно изменяется в размере. Он неожиданно выныривает из-за спины, бьёт от ноги, от пояса, пока наконец противник, ошеломлённый каскадом движений, не допустит промах.

По традиции, техника владения палкой (посохом) получила развитие и в стенах крупных монастырей, где ею, начиная с эпохи Хэйан, овладевали многочисленные дружины монахов-воителей (сохэй). Монахи наряду с алебардой и шестом использовали железный посох (тэцубо), по форме ничем не отличающийся от деревянного, но обладающий пробивной силой лома. Став боевым оружием самураев, тэцубо несколько изменился внешне: его стали делать гранёным и ребристым по продольной поверхности. Бо-дзюцу Печать Бо-дзюцу - искусство боя длинным шестом. В разных школах японских бу-дзюцу изучались приемы с шестами разной длины и сечения, изготовленными из различных материалов. В период феодальных войн воины отдавали предпочтение дубовым колам, окованным железом (консацубо), или металлическим ломам (тэцубо), концы которых для повышения убойности нередко усеивались шипами. Понятно, что обращение с таким оружием требовало большой физической силы и ловкости. В более поздний мирный период шесты использовались главным образом как оружие полиции, их делали из японского дуба «каси» и не оковывали. Известны две системы измерения длины шеста: фиксированная и под конкретного владельца. Согласно первой, длинный боевой шест делался длиной в 6 сяку (ок. 180 см). Именно такие шесты (рокусякубо) пользовались наибольшей популярностью. Если же шест подгонялся под конкретного человека, то он него редко делался длиной «до уха» (мимикирибо). Так, в школе Мураока Канэ-рю длина шестов «в рост владельца» могла варьироваться от 135 см до 190 см. Боевые шесты могли быть круглыми (марубо), шестиугольными (роккакубо) или восьмиугольными (хаккакубо). Все школы, включающие в свою программу бо-дзюцу, по характеру используемой техники можно разделить на две группы: а) школы, в которых техника бо-дзюцу основывается на технике боя копьем и алебардой; б) школы, в которых техника бо-дзюцу основывается на технике дзю-дзюцу. Эти две группы можно также назвать соответственно «боевой» и «полицейской». В «боевых» школах бо-дзюцу преобладают удары концами шеста, бой на дистанции. Приемы в основном заимствованы из арсенала копья (яри) — все виды уколов — и алебарды (нагината) — маховые удары. Происхождение такой техники вполне очевидно. Если в бою противник обрубал наконечник копья или лезвие алебарды воина, тому ничего не оставалось, как отмахиваться от него обрубком. При этом, в отличие от обычной палки, на одном конце обрубка имелся железный набалдашник с шипом, которым можно было проткнуть врага. В данном стиле бо-дзюцу боец старается контролировать дистанцию и не подпускать к себе противника. Один кончик шеста с набалдашником почти во всех случаях устремлен в горло противника. Из-за довольно большой тяжести шеста его, как правило, держат обеими руками. Удары направлены в области, не защищенные доспехами, и почти всегда наносятся концами шеста, а не серединой. В качестве защиты в основном используются отводящие удары концами, подставки делают только под руки противника — иначе вражеский клинок просто разрубит шест пополам. Характерными примерами такого стиля бо-дзюцу являются школы Катори Синто-рю, Касима Синто-рю, Нитэн ити-рю и другие. В «полицейских» школах бо-дзюцу основу арсенала составляют различные болевые приемы, удушения, зацепы ног, заимствованные из арсенала дзю-дзюцу. Такие школы появились позже, чем «боевые», — не ранее начала XVII века, когда палки разной длины стали стандартным оружием полиции. Как и сейчас, полицейские не имели тогда права по своей собственной воле, без суда и следствия, расправляться даже с самыми злостными преступниками. Закон предписывал задерживать их, доставлять в участок или в тюрьму и предавать суду. Отсюда специфика техники бо-дзюцу «полицейских» систем, К школам этого стиля относятся Такэноути-рю, Рикисин-рю, Сибукава-рю, Сэкигути-рю, Ягю Синган-рю и др. Как видно по названиям, всё это школы дзю-дзюцу. В разных школах бо-дзюцу используются парные комплексы ката, в которых боец сражается с противником, вооруженным либо мечом, либо таким же длинным шестом. По этому признаку все школы бо-дзюцу тоже можно разделить на две группы: «антимечевые» (бо-тайкэн) и «антишестовые» (бо-тайбо). К первым относятся Катори Синто-рю, Кукисин-рю, Кираку-рю, Тикуфусима-рю, Ямамото Мухэн-рю и другие. Ко вторым — Мураока Канэ-рю, Рикисин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Япо Синган-рю и другие. Автор: А. Горбылёв

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru