Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Айки-дзюцу

АйкидзюцуЯпонское единоборство боя без оружия и с оружием в руках, возникшее в XVII веке и основанное на общем принципе, называемом "Айки". Предполагают, что первые школы Айки-дзюцу развивались преимущественно в рамках одного клана самураев, клана Айдзу. Самая старинная школа Айки-дзюцу - это, вероятно, Дайто-рю основанная Гото Таманэмон-Тадаёси (1644-1736). Но некоторые историки предполагают создание этой школы Минамото Ёсицунэ (1159-1189). Второй школой является Такэда-рю, созданная Такеда-Такуми-но-Ками-дзюэмон (1758-1853), и входящая в тот же клан. Третья является синтезом перых двух. Это Осикуиучи-рю, созданная князем Сайго Таномо-Чикамаса (1829-1905). Сайго передал это искусство своему приёмному сыну Сида Сиро, а также Такеде Сокаку Минамото-Масаёси (1858-1943).Последний стал создателем четвёртой школы Айки-дзюцу, которую наименовал Дайто-рю.

По одной из легенд это искусство было разработанно принцем Тэйджуном, шестым сыном императора Сейва (850-880 гг.) Сыном принца Пунемото оно было передано семейству Минамото. Однако это всего лишь легенда, не подтверждённая документальными источниками.Из письменных же свидетельств известно лишь, что в Китае, в монастыре Шаолинь задолго до правления императора Сэйва практиковались 72 приёма захватов и заломов. История Японии самым тесным образом связанна с истоией Кореи и Китая. Уже в VI веке чань-буддизм утвердился в Корее, оттуда в последствии перешёл в Японию. Возможно, вместе с буддизмом в Японию проникли и сильно переработанные и изменённые 72 приёма захватов рук из буддийского храма Шаолинь.

О дальнейшей истории Айки-джутсу нам представлены более достоверные исторические факты. Его приёмы использовались в боевых ситуациях для нападения и защиты. Это искусство формировалось эмпирически, когда более слабый выходил из схватки, проверяя и совершенствуя, часто с риском для жизни, новую технику захватов. Так как под влиянием буддизма в Айки-джутсу включались и моральные, и психологические принципы, то со временем из набора приёмом оно превратилось в Путь - систему психофизиологической подготовки бойца в соответстви с существовавшими тогда представлениями о воинской чести и совершенстве. Цели уже не ограничивались задачей поразить противника, но включали также элементы, определяющие в повседневной жизни нормы поведения и поддерживающие психологическую форму бойца вне до-дзё.

АйкидзюцуК тому времени когда искусство Айки-джутсу стало известно Синра Сабуро Ёсимицу-двоюродному брату хранителя достояния Ёсиго Минамото, оно уже удерживала основы современного Айки-до. Ёсимицу был человеком талантливым и разносторонним. Он интересовался биологией и анатомией, выказывая редкую наблюдательность. По некоторым свидетельствам Ёсимцу создал много приёмов наблюдая за работой и движениями паука, искуссно опутывающего крупное насекомое паутиной. Анатомию он изучал, вскрывая в своём доме трупы убитых и казнённых. Наследие Ёсимицу передавалось из поколения в поколение как секретное оружие, совершенствуясь и включая помимо захватов и заломов рук новые элементы. Особенно много в этой технике было удушающих приёмов.

Вплоть до революции Мейдзи Айки-джутсу оставалось семейным искусством, которому посторонние не обучались. Лишь в 1868 году Сокаку Такеда вынес его за пределы семьи. Много путешествуя по стране, он устраивал показательные выступления, всегда проходившие с громадным успехом. В конце концов он обосновался на острове Хоккайдо.Там в городе Абасири его сын Токимуне Такеда открыл первую школу Айки-джутсу. Выдающимся учеником Такеды и был создатель Айки-до Морихей Уэсиба.

Основные отличия Айки-дзюцу от Дзю-дзюцу:
1. Айки-дзюцу является чисто японским творением, тогда как Дзю-дзюцу имеет китайское происхождение.
2. Приёмы Айки-дзюцу берут основу от техники владения катаной, благородным оружием самураев;
3. Методы Айки-дзюцу делают большой акцент на владение внутренней энергией.
В итоге Айки-дзюцу считается более высокой формой искусства по сравнению с Дзю-дзюцу, хотя в большинстве cлучаев трудно определить - чисто внешне, в плане техники - реальное отличие между этими двумя разновидностями боевых искусств.

© 2010
Sergey Lee
Яндекс цитирования
E-mail sergeylee85@ya.ru