Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Окинава-тэ

Начало истории, зарождения каратэ можно считать Окинаву XIV века, распологающуюся на архипелаге Рюкю. Особая, крайняя нужда заставила окинавских крестьян изучать Воинское Искусство. Ущемление в правах, непосильная дань заставляли окинавцев искать пути обретения крепости тела и духа. В добавок ко всему в 1588 году был издан указ-запрет на ношение оружия, и началась со стороны правительства так называемая "Охота за мечами" (катана-гири). Так как на этих островах жило много южно-китайских иммигрантов, переселенцев с других близлежащих стран и островов, то найти учителей не составило большого труда.

Привезя Искусства Боя с Южного Китая, мастера охотно принимали к себе в ученики угнетённых окинавцев. Долго и упорно, но последовательно, рука об руку продвигалось обучение. И вот через несколько лет появляются первые окинавские мастера способные противостоять натиску оголотелых самураев. Далее уже сами окинавцы начинают создавать свои системы, отбрасывая ненужное: всяческие традиционные, магические ритуалы, красивые, размашистые движения, оставляли лишь максимально простые, но в то же время наиболее эффективные, практичные элементы Южно-китайских стилей. Это дало основу для зарождения такого боевого искусства как Окинава-тэ (рука Окинавы).

Тренировки как правило проходили в достаточно жёсткой, грубой форме, ведь нужно было вырвать победу у грозного самурая любой ценой. Поединок с ним не предвещал ничего хорошего. Самураи с раннего детства воспитывались убивать мгновенно, не чувствуя при этом ни жалости, ни сострадания, ни страха. Они посвящали тренировкам всю свою сознательную жизнь, закаляя своё тело и дух. Поэтому окинавцам ничего не оставалось, как превратить свои ударные конечности в сталь, чтобы иметь возможность расколоть доспехи и убить ненавистных самураев.

Сему способствовал долгий и кропотливый процесс закаливания ударных поверхностей. Удары кулаком вначале нарабатывались на плотно перевитой соломой, вкопанной в землю, армортизирующей доске (макиваре). Так последовательно, день за днём, закалялся кулак тысячами ударов в день. Потом, когда кулак терял восприимчивость к боли, переходили к деревьям. Далее проработывались удары на старых, сухих деревьях. Подобная отработка происходила также для ног. А в отдельных случаях, и для головы.

Силу хвата увеличивали с помощью китайских каменных гантелей (тяси), колодезного ворота (макиагеку) и кувшина с водой. Предприимчивые окинавцы, сельскохозяйственные и бытовые предметы, без которых не обходится ни один крестьянин, превратили в оружия страшной разрушительной силы. Такими оружиями стали Бо (палка), Дзё (дубинка), Тонфа (короткая дубинка с рукоядкой), Нунтяку (двух-звенный цеп), Кама (серп), Сай (кинжал-трезубец). Мастера окинава-тэ разработали целую систему обращения с этими "подручными средствами", появилось очень много форм (ката). Так родился новый раздел Окинава-тэ, который потом вылился в отдельное боевое искусство - Кобудо.

Сложились три направления Окинава-тэ: Наха-тэ, Сюри-тэ, Томари-тэ по названиям городов Окинавы. Общепринято разделение старинных окинавских школ на две основные группы: "Сёрин-рю" (Сюри-те и Томари-те), "Сёрэй-рю" (Наха-те). В Сёрин-рю входили прямолинейные, размашистые, длинные, скоростные техники, напоминающие северные китайские стили (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Сёрэй, напротив, составляли круговую, короткую, экономичную, малоамплитудную, силовую технику типичную для Юга Китая (Южный Шаолинь провинции Фуцзянь). Сёрин на окинавском означает Шаолинь, Сёрэй переводится также, но только с кантонского диалекта Южного Китая. Термин Кен-по представляет собой окинавское прочтение китайских иероглифов Цюань-фа (кулачные методы). В XV веке, первые школы Южного У-шу распространённые на территории Окинавы, были объединины под словом кенпо.

Первым великим мастером Окинава-тэ, сведения о котором сохранились и по сей день, был Яра родившийся в деревне Чатана в начале XVIII века. По наступлении 12 лет, его родители отправили обучатся торговому ремеслу в портовый город Фучжоу (провинция Фудзянь). Учившись там на протяжении 20-ти лет вместе с этим, Яра постигал все тонкости стиля Син-и-цюань (захват мысли и формы) у одного старого мастера, жившего на побережье.

Возвратившись домой, Яра начал упорную борьбу с японцами, применяя своё искусство столь эффективно, что быстро завоевал симпатию жителей родной деревни, став национальным героем. Свой стиль он назвал Рэймё-тотэ (Чудесное искусство с материка) или Синпи-тотэ (Тайное искусство с материка). Позже, будучи уже известным мастером, Яра брал уроки у одного китайца, жившего на Окинаве, по имени Гуан Чжан Фу (на окинавский манер это имя звучит как Кусанку). Яра оставил потомкам три ката: Чатан Яра-но-Кусанку (формы стиля мастера Гуан-Чжан-Фу), Чатан-яра-но-бо (Шест Яры из Чатаны), Чатан-яра-но-сай (Трезубец Яры из Чатаны), которые сохранились до нашего времени.

Вторым великим мастером считается Сакугава (1733-1815). В 17 лет он учился у мастера Такахара Пэйтин в деревне Аката. Прозанимавшись шесть лет, Сакугава стал учится у китайского мастера Гуан Чжан Фу. Сакугава разработал две ката: Сакугава-но-Кусанку и Сакугава-но-Кон (Палка Сакугавы). Из его учеников вошли в историю только трое: Мацумото (ставший преемником Школа), Гинован Тунчи (Создатель ката Гинован-но-Кон) и Мацумура Сокон.

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru