Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Синъ-и-цюань

Синъи Цюань – Кулак Формы и Воли.

Кулак, раскалывающий гору Одна из версий возникновения этого стиля приписывает его создание легендарному генералу Юэ Фэю (1103–1181), великому полководцу и воину. Однако, документальная история Синъи начинается с мастера Цзи по прозвищу Лун Фэн – «дракон-вихрь», жившего в ХVII веке.

Цзи Лун Фэн изначально славился как великий мастер копья, и, по-видимому, свою технику без оружия мастер создал на основе техники владения копьем. Сходство этих двух техник проявлено как во внешних формах, так и во внутренних принципах.

Основой искусства Синъи стал «Люхэ» – принцип «шести взаимосоответствий», три из которых внешние и три внутренние. Три внешних соответствия – это: кисти координируются со стопами; локти – с коленями; плечи – с бедрами. Три внутренних: «Синь» – сердце действует в гармонии с «И» – мыслью-волей; «И» – с внутренней энергией «Ци»; «Ци» – с физической силой «Ли».

Этот принцип «Люхэ» настолько важен, что многие мастера говорили, что кроме него в Синъи изучать нечего, а сам стиль до сих пор называют Люхэ цюань – Кулак Шести взаимосоответствий. Принцип «Люхэ» делает Синъи одной из эффективнейших школ Ушу.

Считается, что техника Синъи очень проста. Она практически лишина «театральности», присущей многим стилям Ушу. Но тем очевиднее на фоне этой простоты возможные технические ошибки, которые есть непонимание внутренних принципов.

Принцип «Люхэ» вместе с принципом, провозглашенном в самом названии Синъи («Синь» – форма, «И» – воля, т.е. единство формы и воли, когда волевой импульс-мысль, возникнув, тут же обретает свое физическое проявление в форме – техническом приеме) порождают огромную мощь и скорость техники.

Традиционно в Синъи цюань выделяют три уровня мастерства, которые соответствуют трем стадиям обучения.

1 стадия Минцзинь – стадия «светлого» (явного) усилия. Этой стадии соответствует «чистое», мощное исполнение техники. Специфическое внутреннее усилие Цзинь должно проявляться полно и явно в каждой форме.

2 стадия Аньцзинь – темное (скрытое) усилие. Эта стадия продвинутого мастерства в Синъи. Усилие уже не проявляется внешне так явно, как на предыдущем этапе. Снаружи движения кажутся неспешными и мягкими, но внутри таится огромная сила.

3 стадия Хуацзинь – изменчивое или превращенное усилие. Это уровень высочайшего мастерства, когда мастер способен трансформировать чужое усилие, направив его против противника. На этой стадии довольно жесткое Синъи первых этапов тренировки приближается по сути к своему «сородичу» – Тайцзи цюань.

Стиль Тигра в СинъИВ целом, Синъи цюань считается самым «жестким» из «Внутренних стилей». Его боевая тактика – прямолинейность, вход в атаку по кратчайшему расстоянию, спецефические скоростные предвижения и удары, заполняющие «бреши» в защите противника. Для Синъи характерно использование так называемого «вертикального усилия», т.е. нанесение ударов по центральной линии противника, подобно волнам, обрушивающимся на скалы.

В Китае основными направлениями Синъи считаются Хэбэйское, Шансийское и Хэнаньское. В центре «Уцзимэнь» преподается Хэбэйское направление Синъи цюань, переданное мастером Чень Цзие. Чень Цзие является восьмым в поколении мастеров Синъи, передающих традицию от основателя Цзи Лун Фэна. Мастер Чень – был ближайшим учеником выдающегося мастера Синъи и Багуа чжан Лю Баочана (1891–1979), который унаследовал традицию от легендарного Ли Цуньи.

Линия передачи традиции Синъи цюань: Цзи Лун Фэн – Цао Цзиу – Дай Лунбан – Ли Лонэн – Лю Цилань – Ли Цуньи – Лю Баочан – Чень Цзие

Программа занятий Дин Цзы Багуа чжан предполагает обязательное изучение основ Синъи, как базы. А для практикующих Синъи цюань органичным продолжением и более высоким уровнем будет техника Дин Цзы Багуа чжан. Примечание: чаще в сети интернет можно встретить написание "синьи" или "синь и", т.е. как слышим, так и пишем. Правильнее же о данном стиле будет писать так - "синъи" или "син и". Син И Цюань подобен вальсу – в нем несколько простых движений, которым легко научится. И как в вальсе, на основе этих простых движений построены сотни вариаций, возможности применения которых бесконечны. Основа стиля - это прежде всего работа с сознанием, постижение себя, обретение внутренней силы. Если противник превосходит вас физически,вы можете выехать за счет техники. Однако если противников противников 3-4, да ещё если дело произошло (не дай Бог) ночью на заваленной кирпичом и шифером стройплощадке, - вы можете рассчитывать только на чистое сознание, которое чисто от ограничений восприятия. Только техникой, ремеслом, тут не обойтись. И уж никаких штампов типа «правильно-неправильно» тут быть не может. Это не значит что в стиле отсутствует тренировки силы, скорости и техники. Все это есть, особенно вначале обучения. Но работа с сознанием, естественно, в первую очередь. Объединение тела и ума. Целостность, включающая все аспекты жизни. Это базис Син И как школы внутренней. Однако принципы внутренней школы ничуть не противоречат «взрывной» теории Син И.Основой классического синъицюань является "усинцюань" ("кулак пяти первостихий"). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: "цикл взаимопорождения" (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и "цикл взаимоподавления" (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз, дереву - пробивающее движение, воде - буравящее движение снизу вверх, огню - взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой, земле - поперечное блокирующее или сваливающее движение. "Шиэрсин" ("формы двенадцати животных") составляют второй после "усинцюань" крупный раздел синъицюань. Чтобы выжить в мире жестокости и насилия, животные начиная с рождения, вынуждены развивать в себе качества, позволяющие им защищаться от других животных и прочих природных опасностей. Все дикие животные обладают подобными инстинктами и чувствами, позволяющие им охотиться и вести борьбу за выживание. Эти способности требуют физической силы, природного, основанного на инстинкстах и интуиции сознания и подвижного, настороженного духа. Тигру нужны не только сильное тело и когти, но и дух, заставляющий остальных животных его бояться.Мы, люди, утратили большую часть этих природных инстинктов, чувств и боевых способностей, сохранившихся в животных. Чтобы возродить эти способности в целях защиты мастера боевых искусств древности прибегли к имитации боевой техники и духа так появились Шиэрсин («Формы двенадцати животных») В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань - лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских - целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. "Двенадцать животных" - это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. "Десять животных" - это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь. По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется "семь ударов" или "семь кулаков". Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или "деревянном человеке". Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко - с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца - "глазом феникса", а также пальцами и ладонью. Любая атака - это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку. Несколько тактических принципов Синъи цюань: 1. Когда соперник атакует вас, ваш шанс — оставаться в пределах досягаемости! Ослабление защиты неизбежно во время атаки. Возьмите это на вооружение и своевременно контратакуйте. Всегда оставайтесь на расстоянии 1 шага от соперника. Знайте свою дистанцию и тайминг. Имейте в виду: никогда не ждите атаки со стороны соперника. Вы должны двигаться вперед, вынуждая соперника атаковать, иначе у вас не будет шанса нанести контрудар. Блокируйте удар так, чтобы незамедлительно нанести контрудар, иначе выбор времени будет неудачным. 2. Настойчивое и постоянное нападение с высокой скоростью Сопернику просто «прочитать» одиночные приемы. Поэтому необходимо маневрировать, подсекать и нападать до тех пор, пока бой не будет закончен. Атака сбоку наиболее результативна в поединке с крупным соперником. Имейте в виду: очень важно удерживать соперника в пределах досягаемости. Запугайте его скоростью и волей при помощи агрессивных атак. Это поможет ослабить его защиту, и вы сможете атаковать его «изнутри». 3. Маневрирование с целью подавления своеобразия соперника Исполнение приема из стационарного положения помогает сопернику предугадать ваши намерения. Постоянное движение поможет «плавно» сократить дистанцию и нанести удар без потери времени. Потому важно развивать ту работу ног, которая подходит вам. Используя постоянные перемещения вы сможете свести на нет все его усилиярезультативно атаковать вас. Сделать это можно либо за счет надежного прикрытия области нанесения удара, либо посредством заманивания и последующего контрудара. Делая атаки соперника нерезультативными, опережая его на шаг, вы сможете одержать победу. Имейте в виду: маневрирование требует крепких мышц ног и устойчивости. Варьирование области нанесения ударов наиболее эффективно во время атаки. Почему Сантиши. 1) Гун фа. Ну во первых нужно четко понимать – сантиши не стойка в ее обычном понимании в нее не становятся как в боксерскую. Сантиши – это опорная точка которая служит для понимания тактики и стратегии стиля. Кроме того это форма чжуангун. 2) Тактика и стратегия. Синъи стиль контратакующий основанный на применении вертикального круга, а динамика заточена для боя на близкой дистанции. Усилия взрывные, короткие. Основа вход на короткую дистанцию с одновременным накатыванием. То есть даже если вы видите атаку – это реакция на действия противника опережающего его инициативу. Более того сам способ принятия сантиши из уцзи – есть реакция на действия противника- подьем, вращение, переворот. В конце-концов осознание сантиши должно быть внутри вас – снаружи вы можете стоять как угодно… 3) Техника. Все знают что синъи вышло из копья- а если работать с копьем то сразу осознаешь что оптимальны здесь либо различные вариации стойки всадника, либо сантиши. Стойка с упором на переднюю ногу – выпад должна быть кратковременной иначе большой риск что вас выдернут за ваше же копье да и моментов свободы перемещений здесь гораздо меньше. Движущая сила образовывается благодаря мощному толчку опорной ноги. Который выталкивает корпус вперед. Суть движения состоит в толчке опорной ноги – чем резче это делается, тем быстрее корпус движется вперед, тем проще осуществить вход. Образовавшаяся за счет толчка энергия идет от ног к спине, плечам и рукам. Для того чтобы энергия от ног переливалась плавно без задержек необходимо чтобы стопы были связаны с поясницей, а поясница с кистями рук при помощи натяжения (5 луков) пониманию которых опять же проще обучить при помощи сантиши которая сама по себе представляет один большой лук (тут мы опять же возвращаемся к стратегии стиля направленного на контратаку). Соединение энергии толчка стопой с энергией вращения поясницей максимально развивают движущую силу. При опоре на переднюю ногу такой толчок совершить затруднительно требуется иная механика и соответственно иная тактика. Поэтому стойку с упором на переднюю ногу используют стили атакующий стратегии. Если же стиль направлен на контратаку глупо грузить переднюю ногу которой вы скорей всего будете встречать противника «прорезать» его атаку и которая скорей всего будет атакована первой и убрать ее в этом случае (так как именно она загружена) будет затруднительно. Размышления об Син И Цюань. 1) Три усилия Син И : явное, тайное, изменяющееся. 2) Усин –пять первоэлементов. 3) Ши Эр Син 12 животных образов. В старых трактатах по синъицюань подчёркивается: "Кулачное искусство синъи имеет три слоя смысла, имеет три шага мастерства, имеет три метода тренировки". Если углубиться в смысл этой фразы … То первое что приходит на ум это теория трех усилий. Первое усилие называемое явным- предназначено для закладывание будущей основы стиля и укрепления тела. Это этап когда ученик видит лишь внешние проявления приемов и за этим внешним довольно таки часто для него незаметен внутренний смысл внешне таких простых и незамысловатых движений Усин. Ученик смотрит по сторонам, ищет секретные приемчики, собирает техники, опытный учитель одергивает его и возвращает к безыскусной простоте. Первый этап самый тяжелый и горький для ученика- болит тело , мечется разум. Это как рождение новой жизни. Тренируется тело и сознание. По окончании этого этапа в теле ученика формируется целостное усилие выброс силы становиться взрывным, но понимание еще грубое, тело жесткое, движения явные – это то что китайцы называют «мин цюань» явный кулак. Если явное усилие строит каркас, то тайное изменяет ваши мышцы - тело становиться упругим как резиновый мячик, движения приобретают плавность и легкость. Усилие становиться тонким : буквально как острие китайского гибкого меча Цзян который может изогнуться и проскользнуть в любую щель в обороне противника. К «вай гун» внешней работе, прибавляется « нэй гунн» работа внутренняя. Наряду с укреплением тела вы укрепляете и стабилизируете нервную систему. Понимание становиться более тонким, движения спонтанными, проявление усилия мягким . Но это еще не мастерство… В наше время многие люди пытаются овладеть тайным «Ань» минуя явное «мин». Это невозможно, без фундамента не поднимешь стены без тяжелой работы над внешним «Вай», не познать внутреннего «Нэй». Когда ученик начинает осознавать что без явного невозможно тайное приходит время изменяющегося усилия. В это время сознание возвращается к пустоте, а движения вновь становятся простыми и безыскусными. Павлиний хвост различных техник и ухищрений сворачивается возвращаясь к Усин. Но это уже настоящее Боевое Искусство : Кулак и Дао сливаются и эти простые и безыскусные движения наполняются такой внутренней силой что боец может убить противника одним движением тела. Да и противника как такового нет, есть одушевленное препятствие, которое убирают с помощью мягкого изменения, прилипая к агрессивным движениям противника и заставляя его терять силы проваливаясь в пустоту. Работа с «Хуа» изменяющимся усилием способствует омыванию костного мозга и общему оздоровлению. Внутренняя работа становиться основным боевая наработка составляющим. Происходит изменение личности ни внутреннего, не внешнего не существует, жесткое и мягкое взаимно просачиваются. И тогда начинаешь понимать что существует одно усилие из которого вычленяют явное и тайное. С той поры, как в теории синъицюань появилась концепция трёх видов усилия (явного, тайного и трансформационного), она была воспринята и многими другими стилями. Это не только три метода тренировки и три вида усилия, это также процесс подъёма от низшего уровня к высшему. В процессе этого подъёма не существует чётко оформленных границ отдельных этапов, просто по мере накопления некоторого количества происходит скачкообразный качественный переход. Размышление об Усин. Пять первоэлементов или пять видов энергии : дерево, огонь, земля, металл, вода. Которые находятся в благоприятной позиции - взаимопорождения либо не в благоприятной - взаимопреодоления. Теорией пяти первоэлементов в направлениях син и обьясняют взаимодействие пяти органов тела человека, а также теорию единого усилия которое проявляеться через один из пяти видов действия. Усин сяншэн - "Взаимопорождение пяти первостихий" Усин сянкэ - "Взаимоотрицание пяти первостихий". Согласно даосской космогонии, все явления мира обусловлены взаимопорождением и взаимоподавлением пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. По этим типам взаимодействия выстроены два вышеназванных комплекса. При "цикле взаимопорождения" земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю, при "цикле взаимоподавления" земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю. Существует пять основных действий которые отждествляються с каждым из первоэлементов. В них выражаються ключевые принципы Синъ И , и проявиться каждый из них может только опираясь на остальные. Металл – соответствует круговому рубящему усилию. Называеться пи (рубить). Усилие в рубящем кулаке. В рубящем кулаке направленная вперёд-вниз рубка – это использование оседающего усилия локтей, с последующим добавлением толкающе-выбрасывающего усилия за счёт оседания плеча и распрямления руки. В этом усилии основное – сила ног, поясницы и плеч, это совместное усилие методов перемещения и методов действий корпусом. Это использование толчка земли задней ногой, броска тела вперёд и подачи поясницы и плеча. Движение рук в рубящем кулаке соответствует принципу «рука поднимается – и буравит, рука опускается – и переворачивается». Поднимания и опускания рук, сгибания и выпрямления рук, маршрут перемещения, линия движения – нигде нет прямого выхода и прямого возвращения, руки везде идут по дуге эллипса. Поднимается и буравит – кулак, опускается и переворачивается – ладонь. На этой эллиптической траектории надо обращать внимание не только на то, чтобы по этой линии двигались кулак или ладонь – надо следить ещё и за траекторией движения локтей. Локти должны плотно прижиматься к рёбрам; выпрямляется ли рука вперёд, возвращается ли назад – локоть должен проходить вплотную к рёбрам, тереть по рёбрам. Рубящий кулак это основа через которую ученик понимают базовую концепцию стиля . Концепцию вертикального круга. Дерево соответствует прямому удару кулаком – бэн цюань. Вместе с пи цюань они представляют пару противоположностей и являються двумя самыми явными первопринципами. Бэн цюань – пробивающий удар. Китайское слово бэн значит "растягивать, развивать, выпрямлять, расширять с силой". Форма бэн цюань относится к дереву. Словно стрела выпущенная умелой рукой, движется этот удар к цели. Старые трактаты по кулачному искусству гласят: ``Продвигаешься вперёд с выбросом кулака – сначала приклейся к средним вратам’’, ``Коль стопа наступает в средние врата атакуя его место – это волшебный приём, от него трудно защититься’’, ``В методах ударах сначала надо обращать внимание на корпус, если руки и ноги достигают одновременно – то метод правильный’’. Перемещение с продвижением вперёд – это атака с приклеиванием к средним вратам, атака промежности противника, атака с выходом за ноги противника. Сближение телом – это приближение вплотную к корпусу противника. Старые трактаты по кулачному искусству разъясняют: ``Удар человека – словно родственный поцелуй, смотришь на человека как на полынную траву’’. Сможешь ли придвинуться вплотную к противнику – зависит ещё и от смелости, нужно сформировать в себе убеждение «одним ударом – наповал». Цзуань цуань – сверлящий или буравящий кулак . Форма цзуань относиться к воде. Вода просачивающаяся в любую щель соответствует ввинчивающемуся усилию. .Исходя из конструкции движений буравящего кулака видно, что там имеется в виду бой на ближней дистанции. При атаке буравящим кулаком происходит сближение с противником вплотную, разрушение его защитной линии и атака. При применении буравящего кулака на практике самая важная техника – буравящее движение вверх. Удар буравящим кулаком снизу вверх соответствует «апперкоту» из бокса. Нужно полностью реализовать силу поясницы, скрутку поясницы и подачу плеча. Ну а выполняет ли другая рука загребание, подпирание, блокирование, давит вниз или вспарывает вверх – зависит от обстоятельств. Надо лишь, чтобы в моём ударе присутствовало усилие буравящего кулака, и тогда неважно, будет это буравящее движение прямо вверх, буравящее движение по диагонали прямо вперёд, буравящее движение по диагонали влево или буравящее движение по диагонали вправо – всё это будет являться методом «буравящий кулак». Неважно, если рука будет слишком согнута в локте или слишком выпрямлена, если буравящий кулак достигает цели – то это хороший удар. Основной принцип – поражение цели, основной принцип – достижение результата. Потому, «проясни метод и не сковывайся методом, освободись от приёма и не иди против приёма». Нужно добиваться полной реализации индивидуальных данных и достоинств техники, следовать желаемому сердцем. Огонь вместе с Водой составляют вторую пару противоположностей и имеют изменчивую структуру. Огонь соответствует усилию взрыва и выражает скорей не конкретным приемом - Пао цюань (пушечный удар), а типом усилия которое относиться к общим принципам стиля когда боец движется во взрывной манере. Технически это отводящий блок с одновременным ударом рукой. Взрывной выброс происходит за счет скручивания в пояснице на закрытии Кай и раскручивании на открытии Хэ. Это и создает особое упругое усилие взрыва… Земля – основной принцип обьединяющий четыре остальных. Реализуеться движением Хэн цюань.Технически хэн цюань – поперечный удар.Слово хэн означает "пересекать, двигаться в бок, вырываться через сторону". Оно также имеет значение двух сил, действующих в противоположных направлениях, чтобы уравновесить друг друга. Форма хэн цюань - это центр, с которым связаны стратегии Инь и Ян остальных четырёх кулаков. Кулаки Пяти Первостихий (Усин цюань) надо рассматривать не как боевые методы , а как методы работы с усилием . К примеру, тренировка Рубящего Кулака (Пи Цюань) очень стандартизирована, однако в бою абсолютно не важно, что конкретно я использую - ладонь, кулак или локоть, если усилие направлено сверху вниз и вперед - движение относится к Рубящему Кулаку. Или рассмотрим Обрушивающий Кулак (Бэн Цюань) - если я бью вдоль прямой линии, соединяющей одну точку с другой, то это Бэн Цюань, вне зависимости от того выше он выполняется или ниже. То же самое относится и к Буравящему Кулаку (Цзуань Цюань) - ваше движение должно содержать в себе сверление, чтобы быть отнесенным к Цзуань Цюань. У Син - это пять разных методов использования усилия, а не просто отдельные техники; от вас зависит какие конкретно части тела вы применяете в бою при использовании одного из этих усилий и как вы их комбинируете. В старом варианте было всего три кулака. Старые Три Кулака - это Цзуань (Сверление), Го (Накатывание) и Цзянь (Наступление вперед). Я думаю, что это Пи (Рубка), Цзуань (Сверление) и Бэн (Обрушивание). Если проанализировать Кулаки Пяти Первостихий, то легко убедиться, что Пао Цюань (Пушечный кулак) - это на самом деле Бэн Цюань (Обрушивающий кулак) с дополнительным движением другой рукой; Хэн Цюань (Поперечный кулак) очень напоминает Цзуань (Сверление). Поэтому я считаю, что Старыми Тремя Кулаками должны быть Пи-Цзуань-Бэн. Это - простейшие и быстрейшие техники синъи. Пао Цюань (Пушечный кулак) хотя и подобен Бэн Цюань (Обрушивающий кулак), но он подчеркивает скручивающее движение поясницы, не столь очевидное в Бэн. Хэн Цюань (Поперечный кулак) может исполняться многими разными способами, включая Хэн внутр), Хэн в одноименном шаге, Хэн в разноименном шаге, парный Хэн, выполняемый обеими руками. И многие другие, добавляющие специфичные характеристики Поперечному кулаку. Поэтому основными являются Бэн, Пи, Цзуань. Два остальных кулака были придуманы мастерами чтобы техника соответствовала пяти первоэлементам, а также для более узкого выделения усилий характерных для двух дополнительных кулаков. Что облегчает обучение учеников. При долгой практике пяти кулаков начинаешь понимать что основа всего это шар и его качества. Динамика заточена для боя на близкой дистанции и вплотную(работа плечами. бедрами и животом то что преподается в последнюю очередь, ибо требует хорошо проработанного тела ). Усилия – у ученика выглядящие длинными при росте мастерства становятся очень короткими. И все тело начинает напоминает накатывающийся шар... "ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ" - ШИЭРСИН В этой статье мы рассмотрим двенадцать форм животных, которые называются шиэрсин, т.е. "двенадцать форм". Ши Эр Син обычно изучаеться после пяти кулаков. В Ши Эр Син входит: форма дракона, форма тигра, форма обезьяны, форма лошади, форма водяного дракона, форма петуха, форма ястреба, форма ласточки, форма змеи, форма птицы тай, форма орла и форма медведя. Син - это внешняя форма, которая противостоит внутреннему содержанию вещей. Внутри Дао проявляет себя в образах (сян), а снаружи в формах (син). Китайцы говорят: «Не гонись за формой, стремись наполнить дух и смысл движений» Русский язык различает тождественность и подобие, в Китае оба понятия обозначаются одним и тем же иероглифом тхун. Считается, что, "набрав" характерные внешние признаки животного, я становлюсь этим животным - из подобия перехожу в тождественность. В школах и направлениях Син И данный раздел традиционно считается одним из самых старых методов кодификации техники, который выражался в подборе принципиальных для стиля вариантов защитных и атакующих действий, чью идею символически выражал «образ» - сянь какого-либо животного. Каждое животное из комплекса связано с определенным набором легенд, каждому животному приписываются определенные свойства характера. Каждое упражнение из форм двенадцати животных – это, по сути, маленький комплекс цигун, в котором каждому движению присущ свой тип дыхания. Выполняя движения, мы не играем в животных и не имитируем их - мы внутренне перевоплощаемся в их образы. Идеи и образы заключенные в 12 формах: Лун – дракон взмывает в небеса, погружаеться в пучину. Символизирует общую идею стиля. Дракон это мифологическое животное, его тело принимает формы ловко, мягко, прочно. Дракон может подпрыгивая взмывать в воздух, может гордо плыть. Поэтому используют идею «Тело Дракона». Принципиально в форме рассматривается круговое движение рук и ног снизу-вверх со скручиванием корпуса и последующим опусканием вниз. Ху – тигр бросается на добычу , символизирует храбрость и решительность. . Тигр взирает пристально, поднимаясь и опускаясь взгляд устрашает состоянием Духа. В Син И цюань эта форма выражается упругим собиранием тела, с приседанием на обеих ногах «проглатывая атаку противника с последующим мощным броском вперед и встречным толчком. Обезьяна (Хоу) - Спина Обезьяны представляет положение изогнутого лука. Некоторые обезьяны мчатся, некоторые прыгают - всегда естественно изгибая спину и раскрываются в прыжках. Изогнутость это правило накапливающего движения, разворачивание это правило освобождения натянутого лука. Поэтому используют сущность «спина Обезьяны». В форме проводится идея подвижного ускользания и активного маневрирования вокруг него. Лошадь (Ма)- мчится по дороге, демонстрирует настойчивость и трудолюбие. Свое название форма получила из-за длинного «мчащегося» шага и из-за характерного положения кулаков напоминающих положение рук наездника удерживающего поводья. Цзяо Лун (водяной дракон)- плывет в воде извиваясь демонстрирует живость и подвижность. Идея данной формы заключена в применении блоков подобных облачным рукам в тайцзи и ускользанию от противника при помощи шага. Цзи Син (форма петуха) - Крепкие ноги Петуха основа прочного погружения, одна нога подпирает подобно стоящему дереву - подпирающему тысячу цзиней и от этого имеет название «Одиноко стоящий золотой петух». Нижние конечности человека основа для всего тела. Прочная основа является самым важным для перемещений и действий кулака, поэтому и применяют принцип «Ноги Петуха». Один из принципов стиля относящийся к шести основным принципам. Яо Син (форма ястреба) - манера выполнения данной формы очень подвижна и изменчива символизирует вращения и уклоны телом для проникновения в оборону противника. Янь Син (ласточка) символизирует легкость и изменения уровней движения идея применения это подсекающее движение ладонью с оседанием в низкую стойку. Шэ Син (форма змеи) - символизирует принцип кай-хэ закрытия раскрытия. Подобно змее тело бойца скручиваеться и распрямляеться в пояснице парируя атаки противника и контратакуя его… Тай – обрушиваеться сверху парируем атаку сверху, контратакуем снизу. Ин Син (форма орла) - Орел в охоте добывая пищу хватает, главное это когти. Перед применением захвата нужно ударить рукой, Орлиные руки тверды, сила заключена в корне крыльев, метафорически это сравнивают с руками (от плеча до кисти) человека. Смысл заключен в «истоке, корне» ударов ближнего боя, а так же содержит суть фланговых ударов. Орел имеет искусство сворачивания (обертывания) крыльев, поэтому в кулачных методах это «Руки». Также относиться к основным шести принципам. Сюн Син (форма медведя) - Медвежье тело огромно, гордое положение величественно, поворачивание в поясничном отделе является его основной осью движения. Поэтому применяют принцип «Поясница Медведя». Медведь имеет уверенное усилие, поэтому в кулачных методах это «Поясница». Каждая часть арсенала Син И цюань создавалась в процессе улучшения искусства. В Син И цюань присутствует баланс между жесткостью и мягкостью и 12 форм демонстрация этого баланса… Как овладеть син и цюань Прежде всею необходимо освоить базовые стойки. На традиционных тренировках Син и цюань человеческое тело подразделяют на три части: верх, середина, низ. 1. Верх (голова и шея). Голова приподнята, как если бы ее удерживали за макушку, шея прямая. Шея выпрямлена естественно - она не должна быть слишком расслабленной, но и не слишком напряженной, ее также не следует заваливать в сторону. Если в процессе занятий голова непринужденно покачивается, то сразу же становится заметна ваша халатность или лень, что заметно отразится на координации и целостности движений верхних и нижних конечностей. 2. Середина (корпус и верхние конечности) Плечи расслаблены, локти опущены. На тренировках особое внимание уделять расслаблению плечевых суставов. Локтевые суставы изогнуты и свободно опущены вниз. При ударе кулаком или ладонью плечо чуть-чуть прижато и отодвинуто назад, что увеличивает силу обеих рук, при одновременном ударе двумя кулаками или ладонями не надо руки выпрямлять до конца, локти слегка согнуты. Возвращая руку назад, локти крепко прижать к бокам, но не разворачивать их наружу во избежание уменьшения силы в момент выхода кулака. Запястье вогнуто, ладонь раскрыта, кулак сжат. Сила, собранная всем телом, концентрируется в пальцах. Запястье выходящей вперед ладони должно быть опущено вниз. Центр ладони наполнен энергией, направленной вперед и вверх, а также содержит силу, давящую вниз. Кулак прочно сжат, что увеличивает мощь кисти. При прямом ударе кулак не надо направлять вверх, передняя часть кулака чуть-чуть наклонена вперед, сила концентрируется на самом конце кулака. Спина расправлена, грудь наполнена. Голову держать ровно, шея также прямая, талия немного опущена вниз (живот не выпячивать), позвоночник прямой. Обе руки опустить вниз и немного внутрь, ладони и кулак вытянуть вперед, как можно больше расправить грудь, используя широчайшие мышцы спины. Талия опущена, позвоночник прямой - он в ходе тренировки должен "сдерживать силу" всего тела. Позвоночник от начала до конца занятия сохраняется прямым. 3. Низ (нижние конечности) Бедра расслаблены и собраны, колени согнуты и подвижны, ступни ровны и устойчивы. Ноги при перемещениях взад и вперед должны быть устойчивыми, а при вращениях - подвижными. Руки и ноги выполняют движения аккуратно и согласованно, энергия в теле образуется за счет полного единства и координации. Движения рук и ног всегда составляют единое целое. После освоения базовых стоек необходимо овладеть методикой правильных движений. 1. Неразрывность Базовые движения в Син и цюань и их методика проста, ритм четкий. Действия верхних конечностей - это по большей части распрямления и сгибания рук, подъемы, падения, уходы и перевороты - все это отрабатывается многократными тренировками. Принцип движения нижних конечностей - взад и вперед, уходы с разворотами, "превращения пустого в полное" и наоборот, вращения и т. п. Каждое движение - это непрерывное и теснейшее комбинирование движений туловища и всех четырех конечностей. 2. Координация Координация в "образном стиле" требует неразрывности движений, стабильности, вращения на одном дыхании. "Рука следует за ногами, глаз следит за руками". "Руки: плечо-локоть-кисть; ноги: бедро-колено-ступня - во всем аккуратность и гармония". В результате должен возникнуть феномен неразрывности действий различных органов человека и в полной мере проявиться высшая степень координации и целостности тела и всех его частей. Благодаря овладению координацией отлично развивается не только скелет, мышцы и суставы, но и укрепляется центральная нервная система. 3. Осмотрительность, спокойствие Характерная для Син и цюань особая стабильность и выдержка, с одной стороны, обязана методике тренировок и воплощается в требовании "взаимопроникновения твердости и мягкости при преобразовании силы в слабость"; а с другой стороны, является следствием глубинной сути Син и цюань. Здесь нет аморфной подвижности и нет неподвижной закостенелости, а за живой естественностью скрывается осмотрительность и спокойствие, что побуждает человека непрерывно чувствовать все тело и внутреннюю силу. 4. Цельность Син и цюань - это синтез единства и координации в сочетании с осмотрительностью и осторожностью, а также проявление гармоничного взаимодействия внешнего (головы, корпуса и четырех конечностей) и внутреннего (разума и, жизненной силы пи и силы ли). Если во время тренировки удается достичь духовной концентрации при сохранении контроля со стороны сознания, то дыхание становится непрерывным и гармоничным. Гармония здесь возникает не только из господства сознания над дыханием, но и из их природного единства при умеренной регулировке. Независимо от характера движений: выпрямление или сгибание, вращение или продольные прыжки - во всем в полной мере должен осуществляться принцип "взаимодействия внутреннего и внешнего, преобразования движения и покоя друг в друга". Особенности движений син и цюань 1. "Простота и естественность". Методика базовых движений проста и бесхитростна. Ритм четкий, множество прямых движений взад-вперед, вверх-вниз, выпрямлений и сгибаний. Все просто, ясно, естественно и натурально. Этим и прекрасен этот стиль. 2. "Осторожность и внимательность". Каждое движение требует от тела и всех конечностей согласованности и осторожности. Локти прикрывают ребра, кисти защищают сердце. Локти не расставлять наружу. Выпрямляющая рука как бы ввинчивается, просверливает. Техника перемещения и работа корпусом тесно взаимосвязаны в переходах от одной позиции к другой. При правильном выполнении упражнений ученик чувствует себя так, как будто его тело с головы до ног опутано веревками, и он ни в коем случае не должен допускать расхлябанности и небрежности. 3. "Целостность и координация". За внешним гармоничным единством в движениях головы, туловища и конечностей стоит внутренняя согласованность между разумом-волей и, энергией ци и силой ли. Во всем красной нитью должны проходить четкость и аккуратность, полная координация движений и слаженность движении всех частей тела. Независимо от состояния тела, напряжено оно или расслаблено, совершается ли движение вдоль или поперек, прыгаете ли вы вверх или надаете вниз, вращаетесь или стоите - всегда должно ясно проявляться взаимодействие внутреннего и внешнего, свободы, цельности и собранности. 4. "Быстрота и рассудительность". В Син и цюань необходимо работать стремительно и в то же время спокойно и уверенно. Тело должно быть выпрямлено, шаг - устойчив. "Ступать твердо, словно пашешь землю; ставить ногу, будто врастаешь в землю". Грудь наполнена, живот "благополучен", плечи опущены, локти свисают вниз, верхняя часть тела легка и свободна, нижние конечности устойчивы. Регулярные занятия этим видом китайского бокса очень полезны для развития силы, ловкости и быстроты, воспитывают выдержку, решительность, находчивость и другие прекрасные качества. Самое важное в син и цюань Самое главное в Син и цюань - это необходимость уделять серьезное внимание лю-хэ - шести соответствиям, сань-цзе - трем сочленениям, ба-яо - восьми требованиям, и ци-шунь - семи покорностям. Шесть соответствий подразделяются на три внешних и три внутренних. К внутренним относятся: соответствие сердца и разума, разума и энергии Ци, энергии ци и силы Ли. К внешним - соответствия рук и ног, локтей и колен, плеч и бедер. Три сочленения - это то, что описывается выражением "верхнее звено поднимает, среднее сопровождает, нижнее побуждает". Если иметь в виду все тело, то голова и верхние конечности являются верхним звеном, туловище - средним, а нижние конечности - нижним или коренным сочленением. Если рассматривать руку, то верхнее звено здесь кисть, среднее - локоть и нижнее - плечо. Для ног соответственно ступня, колено и бедро. Достигая соблюдения норм "трех сочленений", необходимо сохранять и целостность всего тела, и единство внутреннего и внешнего. "Восемь требований" включают в себя понятия: 1) кончик или вершина (голова должна быть вверху, ладонь - впереди, кончик языка - вверху); 2) закрытость (плечи, тыльная часть рук и ног, зубы должны быть закрыты); 3) круг (грудь колесом, спина округлая, ладонь, между большим и указательным пальцами, круглая); 4) ловкость (сердце чуткое, глаз сметливый, рука ловкая); 5) охват (средоточие дань-тянь, сердце-разум и ребра - обнимают, охватывают); 6) опускание (плечи, локти и энергия ци опущены вниз; 7) сгибание (руки, ноги и запястье чуть изогнуты); 8) выпрямление (шея, позвоночник и колени должны быть выпрямлены). Благодаря реализации этих понятий в практике упражнений обеспечивается пропорциональное развитие всех частей тела. В атаке особое внимание следует уделять рубящим, режущим, охватывающим, распарывающим, отражающим и тому подобным действиям. "Семь покорностей" подразумевают 1) "плечо побуждает локоть, и локоть перечит плечу"; 2) "локоть побуждает кисть - и кисть не противится локтю"; 3) "кисть побуждает пальцы, и они не противятся кисти"; 4) "талия побуждает бедро, и оно покоряется талии"; 5) "бедро побуждает колено, и оно покоряется бедру"; 6) "колено побуждает ступню, и оно покоряется колену"; 7) "голова побуждает тело, и оно покоряется голове". В дополнение ко всему в Син и цюань имеется "шесть чудесных сторон", или, другими словами, "каждодневных принципов", требующих искусной работы, естественной покорности, смелости, внезапности, жесткости и точности. Тренировочный шаг в Син и цюань обычно подразделяется на два типа. Первый - "строит" базу, укрепляет тело, и скелет становится прочнее камня и железа, что позволяет заложить отличную базу для технического совершенствования. Он именуется "искусство чистой силы". Второй - требует целостности всего тела, взаимодействия твердого и мягкого, концентрации духа, единства формы и содержания. Это шаг, при котором разум руководит энергией Ци, которая воплощается в силу Ли. Он называется "шаг скрытых сил и изменяющихся усилий". Особенности стиля син и цюань Син и цюань также именовался синь и цюань (воля, идущая из сердца), Син и цюань (действующий разум), синьи лю-хэ-цюань (разум сердца шести соответствий) и люхэ цюань (шесть соответствий). Название Син и цюань связано с тем, что в этом стиле много подражаний животным: дракону, тигру, обезьяне, лошади, петуху, ястребу, ласточке, змее, аллигатору, верблюду и др. В этих "звериных" стилях подражания особо выделялись, к примеру, дерзость тигра, ловкость обезьяны, соответствующие повадкам этих животных. Потому стиль и стали именовать Син и цюань (разум в виде формы-образа). Другие видели смысл названия в высшей степени единства внутренней воли "и" и внешней формы "син", опирающегося на древнее изречение "сердце-разум внутри, конечности и туловище снаружи". Отсюда и название Син и цюань. По преданию, родоначальником образного стиля считается легендарный мастер и национальный герой Юэ Фэйсо, живший в эпоху Сун. Однако этому нет подтверждения в достоверных источниках. Большинство исследователей считают основателем этой школы Цзи Лунфэна (в некоторых источниках он известен как Цзи Лун, Цзн Фэн, а также Цзи Лунфэн, где "лун" можно перевести как выдающийся, а "фэн" - величественный, но возможно и другое истолкование, где "лун" - дракон, а "фэн" - ветер, вихрь, что в переводе означает Дракон-вихрь), который жил в период заката династии Мин и воцарения Цин. Таким образом история Син и цюань исчисляется тремя столетиями, а расцвет этой школы приходится на период Цин, когда этот стиль стал наиболее популярным в провинциях Шаньси, Хэнань, Хэбэй и когда уже появилось множество его ответвлений. В составе Син и цюань имеются три базовые стойки, пять первоэлементов, а также двенадцать "звериных" стилей (дракона, тигра, обезьяны, лошади, петуха, ястреба, ласточки, змеи, аллигатора, верблюда, орла и медведя). Пять первоэлементов соответствуют пяти силам: пи - расщепление, бэн - крушение, цзуань - сверление, пао - выстрел, и хэн - перечить. Все эти элементы являются основой для образования комплексов таолу. Главные из них: приемы, выполняемые руками, - ввинчивание вверх и опрокидывание вниз; техника перемещений - наступление, отход, уклоны и вращения. Пять сил и двенадцать "звериных" образов не только воспроизводят какой-то комплекс движений, по и объединяют эти движения в одно целое. Упражнения, объединяющие пять сил, именуются цзинь-туй лянь-хуань-чжан (цепь последовательных движений ладони взад и вперед). Объединение двенадцати "звериных" образов носит название цза-ши-чуй (булавы различной формы). Комбинации "звериных" образов различны и называются: "десять больших образов", "четыре приема", "двенадцать булав", "работа с ба-цзы" (гороскопом), "медведь выходит из пещеры", "поединок дракона с тигром". Кроме того, существует масса других приемов, связанных с одиночной подготовкой. В парных упражнениях используются такие комбинации: "пять сил порождают победу", "девять ковшей", "притаиться перед выстрелом", "пять фейерверков", "орудие, сокрушающее горы", "восемь соединенных булав", "три ручные пушки" и др. Вот некоторые комбинации с оружием: "закрыть крыльями ветер", "три талантливых меча", "длинная сабля", "длинный меч", "длинная палка", "длинное копье" и др. Теоретические принципы Син И Цюань Семьи Дай 1. Начиная от внутреннего стимулировать внешнее, посредством корня вести кончики. Тяжелый Дух не тяжелая Форма, тяжелый внутри не тяжелый внешне. Осознанное действие, дыхание тесно взаимосвязано с внутренней работой кулака. Намерение и Волевая искренность как основа, приводящая в порядок внешние формы тела, так как даньтянь считается центром, а центр стимулирует конечности тела. Внутренней усилие выпускается из даньтянь, посредством Воли вести Ци, посредством Ци стимулировать усилие, при каждом движении даньтянь с головы до ног все двигается. Внутреннее усилие в каждом выпуске неисчерпаемо, его действие гармонизирует все тело, полнота есть действие внутреннего усилия. 2. Исходя из окружности создавать форму, атака и защита естественны. Инь и Ян по кругу расширяются, применение форм дугообразно. Окружность есть накатывание, накатывание есть вход, поэтому наступление - отход создается вращением вверх - вращением вниз, вращением наружу - вращением внутрь, горизонтальным вращением - вертикальным вращением, поперечным вращением - продольным вращением. Вращение это форма, накатывание это усилие, движение подобно спирали и не иметь ничего что бы не побуждалось (стимулировалось). Поднимание - опускание подобно пружине, накопив усилие проявить мощь, атака внутри содержи защиту, защита внутри имеет атаку, тело опускается руки поднимаются – сжимать тело и входить, тело поднимается руки опускаются - расширение основа атаки. 3. Твердое и Мягкое взаимно помогают, накапливая мягкость формируют твердость. Мышцы отпускать, отбрасывая грубую силу (чжоли). Твердое и Мягкое взаимно помогают, порождая внутреннее усилие. От твердости входить в мягкость с тем, что бы в даньтянь вскармливать Ци. Тренируясь достигать спокойного состояния, только тогда будет возможно что бы быстрота и медленность взаимно различались. Усиливая осознание, иметь мягкость иметь твердость, позволять сознанию руководить действием с тем, что бы высоко поднимать способность изменяться, это является порядком развития сознания. Правильное сознание непременное условие познания рефлекторности, движения мягкие, подвижные и сознание глубоко погружается, движения твердые, решительные и сознание живое. 4. Намерение и Воля соединяются, Воля и Ци соединяются, Ци и Сила соединяются, кисти и стопы соединяются, плечи и куа соединяются, локти и колени соединяются, это называется шесть соединений (люхэ). Люхэ основа в любом искусстве, внутри любого метода силы, везде в высшей степени важно. Также, намерение и взгляд соединяются, взгляд и глаза соединяются, смелость и ярость соединяются, это и есть - Намерение и Дух соединяются в единое целое. Внутреннее и внешнее, верх и низ взаимно соединяются в единое целое. "Основа шести соединений в даньтянь, прежде шагов, методов тела, взгляда, рук. Намерение, Дух, Воля, Ци взаимно пронзают, наше совершенство в соединении внутреннего и внешнего." 5. Наполненный удар не имеет витиеватости, это суть практического применения. Бесхитростность, сжатость и ясность цениться в практическом применении. Действия короткие и живые, плотные и лаконичные, наполненные тяжелым и прочные, внутреннее и внешнее как единое целое, быть искусным (действовать) на цунь вперед ни цуня назад. Один цунь прежде, каждый выпуск (также) достигает. Ударяя человека не проявлять форму, проявивший форму не имеет искусности, поднимание не имеет формы, опускание не имеет следа, коснулся врага и словно обжег пламенем. Три шага мастерства в совершенствовании практики син и цюань: 1. Чжундун (тяжесть, наполненость) Входные врата в изучении кулака это медленная тренировка тяжелого движения. Необходимо шагать медленно следуя правилам, следуя пониманию, метод положений ясный, тяжелый поэтому метод шага прочный и может улучшаться. Проработав медленно затем необходимо тренировать тяжелое движение быстро, этот шаг создает способность рождать ловкость (цяо), цяо способна рождать искусность (мяо), мяо способна рождать изменения (хуа). Необходимо внимательно выполнять движения прочно утяжеляясь (наполняясь), быть прочным словно гора Тайшань, подниматься подобно изгибающемуся дракону возносящемуся в Небо, опускаться подобно удару молнии , сверкнув выпускать усилие в непрерывном движении, тело наполняется силой. Это мастерство в тренировке костей. 2. Циндун (легкость) Легкое движение является тренировкой мягкого усилия (Жоу цзинь), тело проявляет правильный образ кулачного метода и понимание кулачных принципов. Сердечное спокойствие рождает мягкость, Твердость и Мягкость (Ган и Жоу) являются объединением двойственности и взаимно помогают. Мягко вбирать - твердо выпускать, медленно тренируя Жоу цзинь, накапливают мягкость создавая твердость. Это мастерство тренировки сухожилий. 3. Линдун (Живость) Живость движения является уровнем углубленного проникновения Воли, работой Духа, пронзающих все тело, сублимацией (взращиванием самого лучшего) мастерства. В наставлениях сказано: Кулак не имеет кулака, Воля не имеет Воли, не иметь Воли вот главное в истинном искусстве» Применять Дух человека, Хунь – По, Намерение, Волю для достижения высокого уровня гармоничного соединения в единое целое. Это является мастерством промывания костного мозга (Сисуй). И образования для видео Тунбэй Цюань

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru