Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Цайлифо-цюань

Это один из широко известных стилей Ушу. Однако за пределами КНР распространен не пекинский, а кантонский вариант названия стиля - Чойлифут. Создатели стиля считается Чэнь Хэн (1805-1875), выходец из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Как гласят семейные хроники. Чэнь начал заниматься Ушу у своего отца, Чэнь Юаньху - по стилю Фоцзя-цюань - "Стиль буддийской школы". Он считался "внутренним" стилем, так как немалый упор в обучении Фоцзя-цюань делался на овладение специальными упражнениями, направленными на регуляцию энергии "ци" в организме. Здесь же Чэнь Хэн изучил принцип короткого резкого удара с подскоком - "пронзающего удара", который потом вошел важнейшей составной частью в Цайлифо-цюань.

Был еще один необычный для южных стилей элемент в Фоцзя-цюань - он включал много ударов ногами и даже прыжков, в то время как знаменитые стили из той же провинции Гуандун, например, Хунцзя-цюань, Лицзя-цюань, практически вообще не имели в своем арсенале прыжков. Чэнь Хэн так увлекся изучением Ушу, что вскоре стал считаться лучшим бойцом в округе. Ему даже предлагали самому начать преподавание. Однако смерть отца и разорение семьи заставили его уйти из родной деревни. В поисках заработка он объехал почти всю провинцию Гуандун, которая славилась своими мастерами Ушу. Наконец, судьба свела его с Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Сам Ли обучался у основателя стиля Лицзя-цюань ("Стиль семьи Ли), монаха Ли Янькая.

Алмазный Ли первоначально с большой настороженностью отнесся к Чэню, так как не мог понять, зачем ему - уже неплохому знатоку Ушу - вновь поступать в обучение. Но шесть лет совместных тренировок продемонстрировали Алмазному Ли чистоту намерений Чэнь Хэна и суровый старец полностью передал ему технику школы, даже назвал своим преемником. Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли. Именно из Лицзя-цюань пришли в стиль Цайлифо мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, а также большинство ударов ладонями.

В Лицзя-цюань считается, что только ладонь обеспечивает достаточный энергетический выброс. В этом стиле распространена поговорка, что "один удар ладонью побивает три удара кулаком". Через шесть лет обучения Алмазный Ли сам отвел своего последователя к другому известному учителю, жившему в том же уезде Синхуэй, монаху Цай Фу. Стиль, который он преподавал, назывался Цайцзя-цюань - "стиль семьи Цай". Цайцзя-цюань отличается длинными ударами предплечий и низкими, растянутыми стойками, в этом он похож на Лицзя-цюань. В момент удара предплечьем рука почти полностью распрямлялась в локте и предплечье било наотмашь, сметая противника, словно дубина, что и называлось "длинное предплечье".

Вместе с тем, школа Цайцзя под влиянием местных боевых традиций начала использовать и короткие прямые удары с ближней дистанции, а защиту от ударов ногами и руками бойцы выполняли за счет резкого удара локтем по атакующей конечности, что вело к ее перелому. Таким образом Чэнь Хэн овладел тремя стилями - Фоцзя-цюань, Лицзя-цюань и Цайцзя-цюань, причем по всем трем он считался преемником школы. Его слава достигла таких высот, что уже в молодом возрасте императорским указом он был назначен на должность старшего инструктора местных войск по Ушу, должность по тем временам весьма почетную. В процессе преподавания Чэнь Хэн значительно переработал стили, которые постиг. Его детище, названное Цайлифо-цюань ("Чойлифут" на кантонском диалекте) в память о трех школах в которых он обучался, стало не простым механическим объединением многочисленных приемов, но цельным, самостоятельным стилем, который значительно превосходил по своей эффективности всех своих предшественников.

Всего существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым "тайным оружием", комплексы воздействия на болевые точки и т.д. Все они подразделены на три большие группы, которые и составляют три этапа обучения. На первом этапе в составе комплексов изучают базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок, характеризующих способы ведения поединка в цайлифо-цюань. Второй ("средний") этап составляют более сложные комплексы, требующие прекрасной ориентации в пространстве, хорошей физической и психологической подготовки. Большинство из них по своей геометрии движений связаны с триграммами и гексаграммами знаменитой "Книги перемен" - "И-цзин". Третий этап обычно называют "высшим" или "тайным", так как к нему допускают только ближайших учеников руководителя школы, или членов семьи мастера. На этом этапе они, помимо комплексов, изучают принципы психологического воздействия на противника и работу с небольшими подручными предметами, например, с палочками для еды и короткой веревкой.

Так или иначе, все технические комплексы сводят к двум большим разделам - комплексам базовой технической подготовки, на основе которых вырабатывают навыки передвижений и ударов, и комплексам зверей, требующим сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться и т. д. Необходимо не столько имитировать повадки зверя, сколько воспроизводить его внутреннее состояние - ярость тигра, изворотливость журавля, хладнокровие и быстроту змеи и т.д. Цайлифо-цюань традиционно связан с образами двух животных - могучего быстрого барса и гибкой змеи. Барс символизирует собой светлое, сильное, жесткое начало ян, змея - податливое, темное, мягкое начало инь. Таким образом на сочетании инь и ян, мягкого и жесткого, прямой и круговой атаки и строится Цайлифо-цюань. Цайлифо-цюань в противоположность большинству южных стилей в равной степени сочетает мягкие и жесткие дви- жения, короткие и длинные удары. К тому же он включает много ударов ногами, подсечек, зацепов, ударов ногами в прыжках, подскоков, что резко выделяет его из всей плеяды южных стилей.

Обучение в школе цайлифо-цюань отличается от того, к которому привыкли западные последователи боевых искусств, когда изучают сначала стойки, потом отдельно удары руками и ногами, затем из них составляют короткие связки, потом комплексы. В цайлифо на основе двух-трех основных комплексов разбирается не только весь базовый арсенал техники, но и методы дыхания, психоконцентрации, работы взгляда и т.д. Поэтому относительно несложные комплексы в двадцать-тридцать движений изучают в течение двух-трех лет. Каждому уровню обучения соответствуют свои базовые комплексы.

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru