Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

Цинь-на

Искусства цинь-на и «тигриной лапы» в полном соответствии с учением и принципами монастыря Шаолинь предоставляют нам уникальную возможность сражаться настолько же эффективно, насколько и гуманно по отношению к нашему противнику, то есть нейтрализовывать его, не причиняя ему непоправимого ущерба. Всего существует три различных способа атаковать с помощью «тигриной лапы»: вонзать «тигриные когти» прямо глубоко в плоть, наносить удары «тигриной лапой» и захватывать ею части тела противника. Первый способ считается слишком варварским и; как правило, приводит к смерти пострадавшего. Поэтому мастера кунг-фу, верные традициям монастыря Шаолинь, никогда им не пользуются. Второй способ, основанный на возможностях «внутренней силы тигра», обычно причиняет серьезные травмы, хотя в этом случае пострадавший может через некоторое время излечиться с помощью китайской медицины. Однако в кунг-фу направления монастыря Шаолинь им пользуются также очень редко. Самым популярным способом применения «тигриной лапы» считается третий, то есть захват и удержание, по-китайски называемый цинь-на. Этим способом можно надолго вывести своего противника из строя, не причиняя ему особого вреда, то есть так, чтобы его физические возможности не пострадали или восстановились почти мгновенно.

Цинь-на кунг-фу монастыря Шаолинь качественно и технически сильно отличается от прочих вариантов захватов и зажимов, известных в других боевых искусствах мира, хотя на первый взгляд эти отличия не столь заметны. Это искусство на самом деле состоит из двух частей: цинь, то есть «захват», и на, что можно перевести как «зажим». Несмотря на общее сходство, это два вида совершенно различной техники. Насколько мне известно, техника на уникальна и известна только в искусстве кунг-фу монастыря Шаолинь. В других боевых искусствах мира она нигде не встречается. На — это совсем не то действие, которое мы привыкли называть словом «зажим», то есть когда мы обыкновенным образом сжимаем чью-либо руку или рукоятку зонтика, и что в общем-то то же самое, что и цинь, то есть «захват», «удержание». На представляет собой совершенно необычную форму сжатия, такую, когда пальцы воздействуют на всю глубину плоти вашего противника в области его жизненно важных точек, суставов и сухожилий таким образом, что любая его попытка освободиться приведет лишь к еще большему для него ущербу. Человеку, применяющему в бою искусство цинь-на, не обойтись без детального знания анатомии, энергетических меридианов, жизненно важных точек и строения всех мышц, сухожилий и суставов человека. В русском языке вряд ли можно отыскать достойный эквивалент, полностью передающий весь смысл и содержание китайского термина цинь-на; прямой перевод «захват и сжимание» обрисовывает лишь общую суть этого искусства.

Большинство людей, и в том числе многие мастера боевых искусств, зачастую не отдают себе отчета в том, что в то время, когда они удерживают противника с помощью любого из общеизвестных захватов (пусть даже выполненного абсолютно грамотно), сами они оказываются не менее обездвиженными, чем их оппонент. Как только вы ослабляете хватку, чтобы самому получить большую свободу действий, ваш противник также немедленно оказывается способен к дальнейшей борьбе. Когда же применяется цинь-на, то все происходит совсем по-другому. Ваше глубоко проникающее сжатие (а не хватка!) полностью парализует противника так, что, даже когда вы полностью отпускаете его, он уже не может продолжать бой. Поэтому, для того чтобы воспользоваться цинь-на, совершенно необязательно проводить сложные и искусные приемы; обыкновенного, сравнительно легкого захвата таким образом, например локтя, как было описано в предыдущей главе «Составные комбинации», хватает для того, чтобы полностью вывести вашего противника из строя, поскольку при этом поражаются жизненно важные точки и сухожилия, контролирующие движения всей руки. Действие цинь-на основано на трех главных принципах, смысл которых можно образно передать как «растяжение сухожилий», «вывих суставов» и «зажимание нервных узлов». Речь идет о специальной технике обездвиживания противника посредством причинения ущерба его сухожилиям и мускулам, контролирующим его движения, нарушения естественной работы его суставов и блокирования энергетических потоков (в основном нервных импульсов, передаваемых от головного и спинного мозга конечностям) в жизненно важных точках тела. Если, например, повредить сухожилия двуглавой или трехглавой мышцы руки, или вывихнуть ее локтевой сустав, или же зажать некоторые жизненно важные точки плеча, то эта рука на некоторое время останется полностью парализованной.

Однако все подобные травмы являются лишь временными; опытный мастер может полностью восстановить функции поврежденной руки практически мгновенно, например, с помощью массажа поврежденных мускулов или ликвидировав энергетический заслон в области блокированного нервного узла. Вывих суставов в этом плане считается более опасным приемом, способным все же иногда причинить значительный ущерб, поэтому опытные мастера пользуются им несколько реже, чем двумя остальными. Когда мой учитель Сифу Хо Фатт Нам впервые взялся обучать меня искусству цинь-на, он велел мне запомнить следующие его слова: «Если мы будем недостаточно аккуратны или если наш противник неудачно дернется как раз в тот самый момент, когда мы вывихнем его сустав, то он может сломать себе головку сустава. Можно легко вставить на место поврежденный сустав, можно зафиксировать сломанную кость так, чтобы она затем нормально срослась, однако практически ничего нельзя сделать со сломанным костевым концом и разорванной суставной сумкой. Поэтому в подобных случаях человек остается инвалидом на всю оставшуюся жизнь. До этого доводить нельзя».

Для того чтобы правильно применять искусство цинь-на, помимо знания техники и способов добраться до. нужной точки на теле противника, необходимо также обладать и значительной внутренней силой. Обычно для этих целей используется сила вроде «тигриной лапы» или «орлиного когтя». И то и другое являются знаменитыми искусствами монастыря Шаолинь. К сожалению, мы не можем позволить себе сейчас углубиться во все тонкости этого прекрасного, эффективного и вместе с тем удивительно гуманного древнего искусства — цинь-на и обсудить все стороны применения его техник, а также действие их на различные участки тела и способы излечения причиненных таким образом травм. Однако у нас есть возможность немного поговорить о другом искусстве, являющемся фундаментом для развития самого цинь-на, то есть о силе «тигриной лапы», которая и сама по себе считается (если, конечно, применять ее правильно) очень эффективным и даже смертоносным боевым навыком.

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru