Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

    Шаолинь-цюань

    Шаолиньское Кунг Фу и Чань Буддизм Шаолинский монах Стили боевых искусств Шаолиня

    За многовековую историю в Шаолине возникло множество различных стилей ушу, по некоторым данным около 500. Из них наиболее известные "Красный кулак Шаолиня", "Цепочка из восьми шагов Шаолиня", "Пять кулаков Шаолиня", "Кулак пяти форм и восьми способов Шаолиня", "Тринадцать захватов Шаолиня", "Восемнадцать рук Шаолиня", "Китайский кулак Будды", "Школа естественности алмазной медитации", "Мягкий кулак Шаолиня", "Школа сердца и мысли Шаолиня", "Кулак белого журавля Шаолиня", "Кулак змеи", "Иянский кулак".

    "Красный кулак Шаолиня" (Шаолинь хун цюань)

    Это одно из основных направлений боевого искусства северного Шаолиня, оно делится на "Большой красный кулак" (Да хун цюань) и "Малый красный кулак" (Сяо хун цюань). Движения простые, перемещения выполняются по прямой линии, широко применяются приседания, уклоны, другие обманные приемы. При ударе рука полностью не выпрямляется. В атаке часто используется ближний бой. Защита всегда включает контратакующие приемы. Движения устойчивые, точные, решительные и стремительные. Этот стиль чаще всего использовался в реальных схватках. В "Большом красном кулаке" стойки высокие, движения широкие, очень зрелищные. В "Малом красном кулаке" удары короткие и резкие. Очень часто применяются удары ладонями. "Красный кулак Шаолиня" считался базовым стилем для начинающих.

    "Цепочка из восьми шагов Шаолиня" (Шаолинь ба бу ляньхуань)

    Этот стиль возник в стенах северного Шаолиня, его комплексы включают серии из 8 шагов, поэтому он и получил такое название. В нем применяются 7 видов ударов кулаком, 3 вида ударов ладонью, 4 вида ударов ногами, 2 вида захватов, один вид удара всем телом, одна защитная стойка, одна заманивающая стойка, одна стойка ожидания, две низкие стойки - всего 22 вида технических приемов. Стиль отличается плотностью нанесения ударов и блоков, большой динамикой движений.

    "Пять кулаков Шаолиня" (Шаолинь у цюань)

    Этот стиль является подражательным и относится к боевым искусствам северного Шаолиня. В нем имитируются повадки пяти животных: дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. По преданию, живший во времена династии Мин (1206-1368 гг.), мастер ушу Бай Юйфэн соединил древнюю систему психофизического тренинга "Игры пяти животных", созданную великим врачом Хуа То, с боевым искусством Шаолиня и создал стиль "Пяти кулаков Бая" (кулак дракона, кулак тигра, кулак леопарда, кулак змеи, кулак журавля). Позже этот стиль стал называться "Пять кулаков Шаолиня". Имитируя движения различных животных, монахи развивали и укрепляли свой дух и тело. Подражая дракону, они тренировали дух; подражая тигру, укрепляли кости; подражая леопарду, развивали силу; подражая змее, усиливали энергию ци; подражая журавлю, накапливали жизненную энергию - цзин.

    "Кулак пяти форм и восьми способов Шаолиня" (Шаолинь у син ба фа цюань)

    Этот стиль является разновидностью боевых искусств северного Шаолиня. Он включает движения, напоминающие повадки пяти животных: дракона, тигра, леопарда, журавля, змеи. Этот стиль "тренирует тело и совершенствует сознание". Он включает "внутреннюю технику" (нэй гун), медитативную практику и управление внутренней энергией и "внешнюю технику" (вай гун) - приемы руками, ногами, захваты, перемещения.

    "Тринадцать захватов Шаолиня" (Шаолинь ши сань чжао)

    Стиль появился при династии Юань (1279-1368 гг.). Основателем его считается Бай Юйфэн, тот самый, который создал и стиль "Пять кулаков Шаолиня". Учитель Бай говорил, что в схватке надо двигаться, как дракон, извиваться, как змея, взмахивать руками, как феникс, быть подвижным, как обезьяна, садиться, как тигр, голова должна быть, как у леопарда, ноги, как у лошади, хвост, как у орла, сила, как у буйвола, легкость, как у зайца, скольжение, как у ласточки, движения руками должны напоминать журавля. По количеству животных, которым следует подражать, стиль и получил свое название. "Силой не одолеть кулачного бойца, кулаком не сразить опытного бойца, опытный боец не справится с техничным, а техничный отступит перед мастером", - говорили в Шаолине.

    "Восемнадцать рук Шаолиня" (Шаолинь ши ба шоу)

    Шаолинский поединок Это стиль северного Шаолиня. Его еще называют "Восемнадцать рук Бодхидхармы (Дамо ши ба шоу), или "Восемнадцать рук архатов из Шаолиня" (Шаолинь лохань ши ба шоу). Движения этого стиля имитируют движения и молитвенные жесты буддийских монахов и отшельников. Среди основных восемнадцати приемов чаще всего используются "руки, простертые к небу", "ладонь, отодвигающая гору", "потягивание черного тигра", "орел расправляет крылья", "золотой леопард выпускает когти", прямой удар носком ноги, подсекающий удар.

    "Китайский кулак Будды" (Фо хань цюань)

    Этот стиль относится к боевым искусствам северного Шаолиня. В настоящее время он распространен в основном на границе трех провинций: Шаньдун, Хэнань и Хэбэй. Создателем его считается Цзи Юньлу, выходец из провинции Хэнань. Сейчас разделяют два направления: "большое" и "малое". В первом направлении движения широкие, удары наносятся с большого расстояния. Во втором - движения короткие, быстрые, перемещения легкие и стремительные. В этом стиле нет одиночных комплексов, все они парные.

    "Школа естественности алмазной медитации" (Цзиньган чань цзыжань мэнь)

    Этот стиль, как и предыдущий, зародился в северном Шаолине, затем распространился в провинции Сычуань, где сохранился до сих пор. В нем различают "внутреннюю технику" (нэй гун) и "внешнюю технику" (вай гун). "Внутренняя техника" основана на так называемой "алмазной медитации", практиковавшейся буддийскими монахами, где медитативные упражнения выполнялись в статике. Во "внешней технике" реализуется принцип естественности, она отрабатывается в движении. Стойки делятся на темные (инь) и светлые (ян). Удары наносятся преимущественно по дуге.

    "Мягкий кулак Шаолиня" (Шаолинь жоу цюань)

    Этот стиль относится к внутренним школам северного Шаолиня, его считают "Кулаком Великого предела Шаолиня". Наставники говорили: "Мягкость ограничивает жесткость, жесткость и мягкость друг друга дополняют". Все движения в "Мягком кулаке" округлые и мягкие, но в то же время они напоминают "то космические вихри, то волнение океана, то похожи на бег жеребца, то на прогулку по саду". Приемы бывают стремительными, как бросок свирепого тигра, или плавными и величественными, как полет облаков на вершине горы Тайшань. Этот стиль "снаружи укрепляет мышцы и кости, внутри - пять органов".

    "Школа сердца и мысли Шаолиня" (Шаолинь пай синь и мэнь)

    Один из главных стилей южного Шаолиня. Монахи применяли его как для укрепления здоровья, так и для защиты. Стиль основан на подражании двенадцати животным: крысе, буйволу, тигру, зайцу, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху, собаке, свинье. С помощью этого стиля укрепляли двенадцать внутренних органов: желчный пузырь, печень, легкие, толстую кишку, желудок, селезенку, сердце, тонкую кишку, мочевой пузырь, почки, перикард, три обогревателя. В стиле широко применяются удары ногами, руками, захваты и болевые приемы. Традиционная подготовка включала несколько этапов. Сначала необходимо было овладеть основными стойками и приемами. Большое внимание уделялось развитию физической силы и обработке ударных поверхностей. На тренировках метали мешки с песком, наносили удары по деревянным столбам, поднимали тяжелые камни. Затем бойцы допускались к работе в парах, выполняли броски, обучались владеть оружием. Излюбленными видами оружия были прямой (цзянь) и кривой (дао) мечи, копье, палка, кнуты, двух- (эр цзи гунь) и трехзвенные (сань цзи гунь) палки, длинные иглы, посох.

    "Кулак белого журавля Шаолиня" (Шаолинь бай хэ цюань)

    Этот стиль южного Шаолиня из провинции Фуцзянь подразделяется на четыре школы: летящего журавля, поющего журавля, отдыхающего журавля, охотящегося журавля. Все они относятся к подражательным стилям. Руки сгибаются так, что напоминают крылья журавля, пальцы складываются подобно журавлиной лапе. Наставники говорили, что стоять надо, как сосна, а двигаться, как обвал в горах. Основной стойкой считается стойка всадника. Удары наносятся кончиками пальцев, сложенными в щепоть ("клювом журавля"). Во время ударов издается крик, напоминающий журавлиный.

    "Кулак змеи" (Шэ син цюань)

    Один из видов боевого искусства монастыря Шаолинь в горах Эмэй. Он является разновидностью стиля "Семь кулаков, защищающих гору" (Ху шаньци цюань). Стиль отличает большая подвижность верхней части туловища и устойчивое положение ног. Удары обычно наносятся кончиками пальцев, собранными вместе. Существует шесть видов падений и несколько видов ударов ногами.

    "Иянский кулак" (Иян цюань)

    Этот стиль является разновидность боевых искусств южного Шаолиня. В него входят три фамильных стиля: семьи Цю, семьи Инь и семьи Сунь. Он зародился в районе Иян, поэтому и получил такое название. В стиле применяются разнообразные стойки: лучника (гун бу), всадника (ма бу), стойка "трех вил", свободная стойка. Удар наносится кулаком (цюань), рукой-крюком (гоу шоу), ладонью (чжан), когтями, "рухнувшим пиком". В ударах очень активно используется вращение в пояснице. Как и в других южных стилях, очень часто удары сопровождаются выкриками. Из основных комплексов можно назвать "Кулак тайного боя" (Ми цзун сань шоу цюань), "Кулак семьи Сунь" (Суньцзя цюань), "Цепочка из рук в 36 звеньев" (Сань ши лю ляньхуань шоу), "Большой тренированный кулак золотого крюка" (Цзинь гоу да лянь цюань), "Малый тренированный кулак золотого крюка" (Цзинь гоу сяо лянь цюань), "Четверо больших ворот" (Да сы мэнь), "Четверо малых ворот" (Сяо сы мэнь). Всего насчитывается более 190 комплексов (тао лу).

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru