Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

    Пигуа-цюань

    Пигуа цюань - входит в число самых древних из существующих в настоящее время стилей Ушу. Полное название Тунбэй Пигуа цюань.

    ПигуаЖивший в XVI веке полководец Ци Цзигуан включил некоторые приемы Пигуа цюань в рекомендуемый им для армии набор приемов рукопашного боя, в трактате «Новая книга записей о достижениях». Здесь мы видим — одно из древнейших упоминаний о стиле.

    Позже стиль распространился в провинции Хэбей и в других местах. При этом из-за того, что в названиях ряда школ других стилей в качестве второго иероглифа использовались другие с таким же произношением («бэй»), но с другим значением («спина» либо «рука»), до сих пор многие авторы путают многочисленные стили с названием «Тунбэй цюань».

    Пигуа цюань первоначально являлся таким стилем, где предпочитали бой на дальней дистанции. Однако многие занимавшиеся Тунбэй Пигуа цюань параллельно изучали комплексы Бацзи цюань, чтобы повысить свое мастерство в ближнем бою. Приемы Бацзи цюань при этом немного переделывались, чтобы можно было использовать методы применения силы, принятые в Пигуа цюань. В результате к концу XIX века Тунбэй цюань уже сочетал в себе методы боя как на длинной, так и на короткой дистанции.

    В 1911 г. при участии мастеров Тунбэй цюань Ли Шувэня и Ма Фэнту в Тяньцзине было открыто «Чжунхуа уши хуэй» («Общество китайских бойцов»). Одним из преподававшихся там стилей был именно Тунбэй цюань. С этого момента началось бурное распространение системы.

    Братья Ма несколько лет распространяли стиль в Маньчжурии, потом Ма Инту стал преподавателем рукопашного боя в армии генерала Фэн Юйсяна (также называемой Северо-Западной армией), участвовал в основании Институтов гошу в северо-западных китайских провинциях Ганьсу, Шэньси и Цинхай. Его старший брат Ма Фэнту преподавал в действовавшем в Нанкине (тогдашней столице Китая) Центральном институте гошу, выпускники этого института уезжали после окончания обучения в самые отдаленные уголки Китая.

    Название стиля происходит от двух основных технических действий: «пи» — это рубящее движение прямой рукой сверху вниз, «гуа» — ударное движение прямой рукой снизу вверх (буквально переводится как «висеть»). Основные приемы в «кулаке рубки и подвешивания» — это рубящие удары прямыми руками сверху вниз, снизу вверх, сметающие движения в горизонтальной плоскости, а также прямые пробивающие удары кулаками, ладонями или пронизывающие удары пальцами.

    В Тунбэй Пигуа цюань боец все время движется, движением поясницы порождая движение всего корпуса, а через него — выхлесты рук. В этом стиле используют «накатывающуюся» силу, движения рук подобны накатывающемуся на противника колесу. Прежде, чем атаковать корпус или голову, боец Пигуа сбивает защиту противника; благодаря «колесообразности» движений все это проделывается одним движением: пока ноги несут тело вперед, одна рука сбивает руки противника, а другая тут же наносит разрубающий удар по голове или шее. Высокая динамика и большая «зона защиты» (т.е. зона, где хлещут руки) позволяют вести бой против толпы нападающих.

    Тунбэй Пигуа вобрал в себя приемы и целые комплексы из других стилей — Бацзи Цюань, Фаньцзы цюань, Чо цзяо. При этом отбирались именно те приемы, которые сочетаются с Тунбэй цзинь (выброс силы). В результате появились особые, «Тунбэевские» направления Бацзи цюань, Фаньцзы цюань и Чо цзяо. В Тунбэевском варианте Бацзи, стало больше рубящих движений. Зато в Тунбэевском варианте Чо цзяо меньше высоких ударов ногами, здесь ногами предпочитают бить по нижнему уровню, часто сочетая это с рубящими ударами руками.

    Основу Тунбэй Пигуа цюань составляют четыре комплекса. Первый из них так и называется — «Пигуа цюань» (кулак рубки и подвешивания), другое название — «Мо мянь цюань» (кулак, вытирающий лицо). Этот комплекс является классическим, его можно увидеть в разных уголках КНР. Второй комплекс — «Чинь лун цюань» (кулак темного дракона) — является более сложным. Третий комплекс — «Фэй ху цюань» (стремительный кулак словно тигр в прыжке ) — появился в 30-е годы XX века и использовался для обучения рукопашному бою солдат гоминьдановской армии. Четвертый комплекс — «Тай цзу цюань» (высокоизящный кулак) составил мастер Ма Фэнту уже после второй мировой войны.

    Для тренировки начального уровня используются комплексы упражнений Да цзяцзы (большой каркас Тунбэй), «12 Да танцзы» и «10 дорожек Таньтуй». «12 Да танцзы» — это 12 базовых техник Пигуа цюань. Они помогают освоить применяемую в стиле «силу скручивания», и в то же время, являясь эффективными боевыми приемами.

    «10 дорожек Таньтуй» составлены по образцу популярных упражнений Таньтуй, где в качестве приемов, выполняемых руками, используются базовые движения Пигуа цюань, Бацзи цюань, Фаньцзы цюань.

    В Тунбэй цюань используется классический арсенал китайского оружия: меч-дао, меч-цзянь, шест, копье. Кроме того, применяются такие нестандартные виды оружия, как трехсекционный шест. Комплекс «Фэн мо гунь» (шест сумасшедшего) — в этом комплексе весьма специфическая манера действий шестом, сильно отличающаяся от привычной для любителей ушу шаолиньской манеры. Уже в наше время в стиль были включены приемы обращения с бянь ган — коротким шестом, длиной 120 см.

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru