Этот сайт соорентирует вас в Мире Боевых Искусств.

Навигация по сайту

    Мицзун-цюань

    Хо ЮаньцзяСтиль создан Сунь Туном из провинции Шаньси в годы правления династии Цин. Первоначально он изучал боевое искусство у некоего Чжана. Несколько лет спустя он покинул учителя и отправился странствовать Попав в монастырь Шаолинь он усердно тренировался более десяти лет, изучил много видов кулачного искусства, стал мастером воздействия на точки и искусства Циньна. Потом Сунь Тун стал обучать учеников, преподавал в Цинчжоу (Шаньдун), Биньчжоу, Удине, Янсине и Яньшане (Хэбэй). В годы правления под девизом "Цзяцин" преподавал в Цанчжоу провинции Хэбэй. То, что преподавал Сунь Тун в Цинчжоу, позднее стали называть Яньцин Шэньчуй (волшебный удар Янь Цина), то, что преподавал в Цанчжоу - Мицзун-цюань.

    Новый импульс развитию стиля придал в начале XX века знаменитый мастер Хо Юаньцзя. Он существенно развил и переработал стиль, и стал называть его Мицзунъи ("Искусство Мицзун"). Распространению этой версии стиля способствовало то, что она была включена в учебную программу основанной Хо Юаньцзя в Шанхае в 1909 году Ассоциации Цзинъу. Мицзун-цюань (Кулак Запутанного Следа или Лабиринт), известный также как Ян Цин-цюань (Кулак Ян Цина)

    Согласно ещё некоторым версиям, история этого направления начинается с эпохи Сун (X-XII в.в.) и возводится к легендарному герою Ян Цину, чьи боевые подвиги описаны в классическом романе Ши Найаня «Речные заводи», а также широко распространены по всему Китаю на уровне народных сказаний. По одним данным Ян Цин был учеником хэбэйского мастера Лу Цзюньи, изучил у него закрытое направление «Шэнь-цюань» (Священный Кулак) и уже позже распространил его среди вольного люда в горах Ляньшаньбо, сыграв чем самым заметную роль в знаменитом восстании Сун Цзяна. Согласно другим сведениям Ян Цин учился у бродячего мастера Бань Есяна в провинции Шаньси, где этот стиль стал известен позже под названием Юань хоу-цюань (Кулак Обезьяны). Так или иначе, но все конкретные указания на распространение Мицзун-цюань, формирование системы обучения и базовой теории данного направления сходятся на имени мастера из Шаньдуна Сун Туна (эпоха Цин). С этого времени начинается разделение на отдельные ветви и подстили.

    Сам Сун Тун обучался у мастера Суй Чжоу-чжана и достиг удивительного мастерства, в народе даже возникло выражение «железные ноги Сун Туна». Этот человек и начал первое широкое преподавание стиля, распространяя его в провинции Хэбэй. Ввиду высокой сложности техники, Сун Тун вынужден был разработать всевозможные методики, облегчавшие изучение и разделить стиль на подстили. Из учеников Сун Туна выделились Чэнь Шань, Хо Эньсы, Хун Бин, Ван Цзиу и Цзян Тинцзюй. Каждый из них с течением времени сформировал самостоятельную ветвь Мицзун-цюань, благодаря чему в Китае распространились стили Бафань-цюань (Восемь опрокидываний кулака), Мицзун басянь (Тайное учение восьми небожителей), Ян Цин шэньчун (Священный удар Ян Цина) и множество других, органично вбиравших в себя методы работы Дитан-цюань, Фаньцзы, Чоцзяо, Цзуй-цюань и прочих течений, известных в северных провинциях. В районе Тяньцзиня семейную школу Мицзун-цюань образовал Хо Эньсы, сын которого Хо Юаньцзя стал впоследствии одной из самых почитаемых фигур в истории китайского Ушу. Именно ему приписывается честь создания союза Цзиньу («Чистых боевых искусств».)

    Мицзун-цюаньОднако несмотря на различия в технических методах и способах тренировки все стили Мицзун-цюань следуют одним и тем же базовым принципам и единой теории, которая правда никогда не имела письменной традиции, а преподавалась изустно, от учителя к ученику. Изустными были правила, наставления и речитативы, строго охраняемые от выхода вовне. В этом выразилась суть понимания Мицзун-цюань, переводимого нередко как «Тайное учение» или «Тайное следование». Сама же структура технических действий вытекала из понятия «Триада» (Небо-Человек-Земля), определяя символически местоположение практикующего в пространстве между небесными и земными энергиями, которые необходимо преломлять через себя и черпать в них силу.

    Так работа в стихии Неба (Тянь гун) включала всевозможные удары в прыжках, скачкообразные перемещения и напрыгивания на противника, столь характерные для Мицзун-цюань. Стихия Человека (Жэнь гун), исходя из срединности положения, отвечала за весь базовый арсенал движений в стойках и позициях с ударами рук и ног. Стихия Земли (Ди гун) представляла работу в падениях, валяниях и разнообразных акробатических действиях с опорой на земную поверхность. Через призму работы с триадой стихий кодифицировались все приемы и правила движений. Сочетание прочной основы и подвижности, текучести выражено в ключевом правиле «твердое и мягкое переливаются друг в друга». Движения гибкие и проворные, но в тоже время шаг твердый, словно пускаешь корни, а стойки прочные, как гора Тайшань. Повышенное внимание к работе поясницы, которая должна быть разработана безупречно. Перемещения должны быть подобны движению волн, работа рук «словно густая сеть жемчужин, переплетающихся вдоль и поперек». Последнее особенно важно, так как стиль базируется на огромном количестве обманных движений. Немало требований относится и к работе взгляда, который должен быть пронзительный, сконцентрированным в одной точке, так как «глаза способствуют работе тела и выходу энергии». Правило взаимосвязанности действий выражено формулой : «сердце следует мысли, ци толкает силу, глаза следуют руками, корпус следует ногами».

      Шесть базовых принципов ведения боя (лю ли):
    1. Встречный удар;
    2. Быстрый отход с линии атаки;
    3. Стремительная атака;
    4. Финты;
    5. Запутывание;
    6. Выведение из равновесия любым способом.

      Эти принципы реализуются через девять технических возможностей:
    1. Приемы руками (шоу)- все ударные действия, финты, блоки и отводы;
    2. Движения ногами (туй) в ударах и блоках;
    3. Подсекания ногами;
    4. Подкаты;
    5. Падения (как с ударами, так и в работе перемещений);
    6. Вспрыгивания;
    7. Кувырки;
    8. Прыжки (удары и передвижения);
    9. Метод взгляда.

    Все это требует тщательной подготовки тела, подготовки суставов и связок к всесторонним нагрузкам, а потому большое внимание в школе отводится предварительной закалке организма ученика, укреплению покровов тела, достижению хорошей растяжки и прыгучести. Специально тренируются акробатические навыки, а в разделе Ин гун (Жесткой работы)- невосприимчивость к боли в ударах и падениях. Программа освоения стиля разбита на степени, каждая из которых содержит в себе логически завершенный материал (жесткий и мягкий цигун, передвижения и связки, таолу без оружия и с оружием, парная работа, а также Го шоу (Ограниченные поединки) и Сань шоу (Свободный бой)).

      Некоторые традиционные комплексы (таолу), на которых базируется стиль Запутанного Следа:
    1. Гун ли цюань (Кулак результативной силы);
    2. Малая форма Феникса;
    3. Красный Феникс смотрит на Солнце;
    4. Малая форма Тигра;
    5. Тигр и лев играют на вершине утеса;
    6. Два тигра сражаются у обрыва;
    7. Дракон движется в четырех направлениях;
    8. Кулак леопарда;
    9. Пять тигров от мала до велика;
    10. Валяющийся кулак;
    11. Тайный след длинного кулака;
    12. Нежная ладонь;
    13. Восемь изгибов;
    14. Кулак высшего достижения;
    15. Большая форма Феникса;
    16. Семь звезд Большой Медведицы.

      С оружием:
    1. Копье, разрубающее врата пяти тигров;
    2. Шест Архата;
    3. Шест стада баранов;
    4. Сабля Мин Тана;
    5. Меч молодого дракона.

    Одной из высших форм в искусстве Мицзун-цюань является методика Пьяного кулака (Цзуй-цюань), подразумевающая глубокое расслабление сознания и вхождение его в измененное состояние. В этом состоянии реализуется главный принцип: «Дух Шэнь передает импульс воле и, твердость и мягкость сочетаются в гармонии, внутренний покой устойчив, душа и тело едины». Для полноценной работы с пьяными техниками необходимо безупречное владение базовыми степенями мицзун, твердая основа выводит к свободной беззаботности и «укоренению в образе», ударные техники рук более сложные и требуют энергетической наполненности. В общей структуре должна соблюдаться полная согласованность сознания, корпуса, взгляда, рук и ног. Взгляд – блуждающий, удары рук – срывающие, удары ног – повисающие на противнике.

      Главные таолу:
    1. Чуцзи цзуй-цюань (начальная форма пьяного кулака);
    2. Хмельной Ян Цин;
    3. Шесть падений пьяного;
    4. Пьяный У Сун;
    5. Восемь пьяных небожителей.
    В технике поединка правило: пустой для защиты, полный для атаки, встретить ударом и уклониться, показать на востоке, а ударить на западе.

    Мастера Яньцинцюань/Мицзунцюань/Ницзунцюань/Мицзунъи

    Сунь Тун

    Сунь Тун (1727-?) по прозвищу Ликуан, из Тайаня провинции Шаньдун. В детстве изучал боевые искусства у деревенского учителя по фамилии Чжан. Позднее пришел в монастырь Шаолинь и изучал там боевые искусства свыше десяти лет. Изучил яньцинцюань (также известен как мицзунцюань или ницзунцюань). Также знал искусство воздействия на точки, искусство растаскивания костей, искусство циньна, 72 искусства Шаолиня. Особенно прославился наработкой ног, имел прозвища «железноногий Сунь» и «Сунь Тун — мастер десяти тысяч умений». После завершения образования вернулся на родину и стал обучать учеников. Позднее перебрался в Цанчжоу. Из учеников прославился Чэнь Шань. В старости странствовал по Северо-востоку, преподавал в Тяньцзине, Чжэнхае.

    Чжан Яотин

    Чжан Яотин из Цанчжоу провинции Хэбэй. Изучал мицзунцюань у Сунь Туна. В провинции Шэньси служил охранником у Лю Цзыцзина, обучил его внука Лю Юньцяо.

    Чэнь Шань

    Чэнь Шань (1770-?), другое имя — Ваньшань, из Цанчжоу провинции Хэбэй. С детства полюбил боевые искусства, у «Железноногого» Сунь Туна изучил яньцинцюань. Был искусен в воздействии на точки, разделении костей, циньна, а особенно — в «копье удивительных врат восьми триграмм».

    Чэнь Гуанчжи

    Чэнь Гуанчжи жил при династии Цин в периоды правления под девизами «Даогуан» и «Сяньфэн» в Цанчжоу провинции Хэбэй. Сын Чэнь Шаня. Изучал боевое искусство у отца. Во время работы в охранном бюро карал разбойников вместе со знаменитым мастером синъицюань Го Юньшэном, а также Цяо Мяньтаном и Чжоу Минтаем. В старости обучил много учеников, самым известным является Чэнь Юйшань.

    Чэнь Юйшань

    Чэнь Юйшань (1858-1926) из Цанчжоу провинции Хэбэй. С детства изучал боевые искусства у дяди Чэнь Гуанчжи. В 1918 году стал тренером ушу в лагере войск Цао Куня. После 2-й Чжили-Фэнтяньской войны вернулся на родину и полжизни обучал учеников. Обучил несколько сот человек, самыми известными являются Ли Юаньчжи, Цзян Жунцяо, Лю Цзюньлин, Сунь Юймин.

    Юй У

    Юй У (1820-1900) из Цанчжоу провинции Хэбэй. С детства изучал яньцинцюань у Чэнь Шаня.

    Чэнь Фэнчжи

    Чэнь Фэнчжи родился в 1905 году в Цанчжоу провинции Хэбэй. С 1913 года изучал яньцинцюань у своего отца Чэнь Юйшаня. В 1930 году поступил в Центральный институт гошу в Нанкине, по его окончании в 1934 году пошел работать тренером. В 1937 году после начала войны с Японией вернулся на родину. Имеет прозвище «маленький белый дракон».

    Ян Юйтин

    Ян Юйтин родился в 1907 году в Цанчжоу провинции Хэбэй. С 10 лет у Чжан Ляньсяна изучал яньцинцюань и шуайцзяо. Позднее пошел в ученики к Шэнь Юсаню и изучал у него шуайцзяо. С 1922 года был тренером ушу в 3-ей армии Народно-революционной армии. В 1940 году в Куньмине провинции Юньнань открыл «Клинику Ян Юйтина». В 1984 году демонстрировал яньцинцюань на Всекитайском чемпионате по ушу в Ланьчжоу. В 1986 году стал главным тренером саньда в Цанчжоу провинции Хэбэй. Публиковал совместно с другими авторами статьи по саньда. Консультант Ассоциации по исследованию цанчжоуского ушу города Сиань.

    Го Цзяньвэй

    Го Цзяньвэй (1916-1986) является знаменитым учителем яньцинцюань и тунбэйцюань из Цанчжоу провинции Хэбэй. С 1926 года изучал ушу под руководством старшего брата, изучил гуаньдунцюань. Позднее у Ян Суншаня и Лю Чжэньшаня изучил яньцинцюань. В 1934 году поступил в Центральный институт гошу в Нанкине.

    Юань Цинчунь

    Юань Цинчунь родился в 1910 году в уезде Е провинции Шаньдун. С 1933 года у Ли Шушэна изучал мицзунцюань, с 1940 изучал бацзицюань у Хо Цинъюня. В 1953 году принял участие в Спартакиаде народов КНР. С 1959 года работал тренером Цзилиньской сборной ушу. Воспитал таких талантов, как Янь Гуанцай, Гао Чжэнъи, Ань Тяньжун, Сунь Шэнлян, Сунь Чжаошэн, Хань Миннань, Сун Шуцинь. В 1959 году руководимая им команда заняла второе место на Чемпионате КНР по ушу среди юниоров. Участвовал в работе по составлению нормативных комплексов ушу. Член Всекитайской ассоциации ушу.

    Хань Миннань

    Хань Миннань родился в 1945 году в Цзилине (провинция Цзилинь), мусульманин. С 1953 года у Юань Цинчуня изучал мицзунцюань. В 1959 году был отобран в Цзилиньскую сборную ушу. Вместе со сборной ушу КНР выезжал в Чехословакию, Бирму, США, Мексику, Таиланд, Ботсвану, Руанду. В 1987 году работал тренером на Филиппинах.

    Мэн Чжаошэн

    Мэн Чжаошэн родился в 1941 году в городе Цзилинь провинции Цзилинь. С детства изучал мицзунцюань у Юань Цинчуня. В 1958 году был отобран в Цзилиньскую сборную ушу, в 1959 году занял 4-е место по длинному оружию на Всекитайском молодежном чемпионате по ушу.

    Ли Шутин

    Ли Шутин родился в 1912 году в Цанчжоу провинции Хэбэй в семье мастеров ушу. С детства у своего отца Ли Линьчуня он изучал как гражданское, так и военное, стал мастером мицзунцюань, также изучал «тайши бянь» («хлыст великого учителя»). В 1929 году поступил в Центральный институт гошу в Нанкине. В 1933 году на проходившей в Нанкине Всекитайской олимпиаде занял второе место по боксу в тяжелой весовой категории. В октябре того же года занял второе место на 2-х «государственных испытаниях по гошу». В 1935 года был командирован Институтом гошу на Северо-запад для работы в армии Чжан Сюэляна и в Центральном военном училище. Позднее вернулся на родину. В 1979 году стал заместителем председателя Ассоциации ушу города Цанчжоу. Автор книги «Цинпинцзянь».

    Ян Фуцзян

    Ян Фуцзян родился в 1912 году в Лайчжоу провинции Шаньдун. С 1925 года изучал яньцинцюань у Хао Цинкуя. В 1935 году поступил в Циндаоский институт гошу, по окончании стал преподавать в начальных учебных заведениях Циндао. После образования КНР обучал ушу. Его сын Ян Пэйлинь в 1970 году был отобран в Шаньдунскую сборную ушу; ученик Сунь Сюэси в 1986 году демонстрировал яньцинцюань на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу.

    Чжао Шоушань

    Чжао Шоушань родился в 1908 году в Цанчжоу провинции Хэбэй, маньчжур. С детства изучал ушу у своего деда, «соревнующегося в ловкости с обезьянами» Чжао Минмао. С 1925 года изучал яньцинцюань у «железнорукого» Лю Цзюньлина.

    Хо Юаньцзя

    Хо Юаньцзя (1869-1909) попрозвищу Цзюньцин, люди называли его «желтолицый тигр». Родом из Дунгуана провинции Хэбэй, жизнь прожил в Цзинхае (ныне — на территории Тяньцзиня). Усердно тренируясь под руководством отца изучил мицзунцюань. Восприняв достоинства различных школ, развил мицзунцюань до мицзунъи. За свою силу получил прозвище «силач Хо». В 1901 году победил в Тяньцзине русского силача. В 1909 году прибыл в Шанхай для схватки с англичанином О'Брайеном, но тот сбежал. По просьбе общественности в июне того же года Хо Юаньцзя основал в Шанхае Атлетическую ассоциацию Цзинъу и стал там преподавать «12 дорожек таньтуй». Несколько месяцев спустя заболел и умер. В следующем году на базе Атлетической ассоциации Цзинъу Чэнь Гунчжэ создал Ассоциацию Цзинъу.

    Хо Юаньцин

    Хо Юаньцин родился в Цзинхае (ныне — на территории Тяньцзиня), младший брат Хо Юаньцзя. С 1915 года преподавал в Шанхае в Ассоциации Цзинъу.

    Хо Дунгэ

    Хо Дунгэ (1895-1957) из Цзинхая провинции Хэбэй (ныне — на территории Тяньцзиня), второй сын Хо Юаньцзя. С детства тренировался под руководством отца, постиг суть мицзунцюань. Когда в 1909 году его отец умер в Шанхае, 15-летний Дунгэ взвалил на себя руководство Ассоциацией Цзинъу. В этот период приходили желающие испытать его мастерство, и всегда уходили побитыми. В 1919 году он отправился на юг и стал преподавать в Гуанчжоуской ассоциации Цзинъу. В 1923 году через Гонконг Хо Дунгэ отправился в страны Юго-Восточной Азии и открывал там филиалы Ассоциации Цзинъу.

    Чэнь Хуншу

    Чэнь Хуншу (1900-?) из Синьхуй провинции Гуандун. Один из основных преемников традиции Хо Юаньцзя в Шанхае. Основатель филиала Ассоциации Цзинъу в Наньнине.

© 2010
Sergey Lee
E-mail sergeylee85@ya.ru